Деловой этикет – это комплекс правил и требований, регламентирующих поведение человека в профессиональной среде, в том числе в рамках конкретной организации, конкретного рынка и пр.
Понятие делового этикета
Общение представляет собой систему общественных отношений, которые направлены на реализацию профессиональных интересов, формирование благоприятной комфортной среды для налаживания партнерских отношений и сотрудничества в профессиональной сфере. При этом значимость эффективного делового общения в профессиональной среде обусловлена тем, что такое общение зачастую направлено на согласование разнонаправленных интересов, сглаживания конфликтных ситуаций, для формирования благоприятной среды для роста и развития персонала и предприятия.
Таким образом, целью делового общения является эффективная организация совместной деятельностью людей для реализации профессиональных и экономических интересов.
Современная компания сегодня привлекает персонал, который способен организовывать и поддерживать эффективные контакты с потребителем продукта компании, с контрагентами, с конкурентами, с представителями контрольно-надзорных органов и внутри коллектива организации. Это, в свою очередь, требует восприятия согласованных большинством правил и требований организации профессионального общения, то есть усвоения делового этикета.
Итак, деловой этикет следует рассматривать как систему основных представлений и правил надлежащего поведения субъектов в профессиональной и экономической, в том числе предпринимательской, деятельности в процессе делового общения и выработки образа компании. Важно понимать, что деловой этикет – это требование, которое функционирует как внутри организации в трудовом коллективе, так и во внешней среде организации при общении с потребителями, другими предприятиями, государственными структурами.
Характеристика составляющих делового этикета
Деловой этикет – это система правил, которые устанавливают нормы и требования к профессиональному общению и позволяют лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, выбрать наиболее приемлемую форму поведения в конкретной ситуации, обеспечить эффективность своей деятельности посредством успешной организации каналов связи, в том числе с руководителями, а также с клиентами и контрагентами компании.
В качестве основных элементов, составляющих систему делового этикета, можно выделить следующие:
- манеры делового общения. Это направление делового этикета формирует манеру держаться в профессиональной сфере, то есть вести себя таким образом, чтобы проявить должное уважение к окружающим. Это касается как устного и письменного общения, так и требований к внешнему виду, жестикуляции и проявлению морально-нравственных качеств, таких как тактичность, деликатность и толерантность;
- этикет делового общения посредством телефонов, электронных коммуникаций. Современная система инструментов связи позволяет организовать деловое общение удаленно по телефону, посредством обмена сообщениями, по электронной почте или в мессенджерах, а также посредством электронных сервисов. Здесь необходимо подчеркнуть, что вежливое общение важно как при личном общении, так и при общении онлайн, даже удаленный обмен информацией должен производиться в рамках благоприятного внимательного отношения к собеседнику. От качества делового общения на первых этапах во многом зависит будущее сотрудничество, эффективные партнерские отношения и лояльность клиентов;
- этикет общения с клиентами компании. Умение наладить комфортную среду при общении с клиентами компании, в том числе в конфликтных ситуациях является инструментом для формирования лояльности клиента продукту, бренду, компании;
- этикет организации и реализации переговоров с контрагентами, конкурентами, органами публичного управления, внутри организации и пр. Названная составляющая делового этикета позволяет организовать эффективное взаимодействие для решения общих задач с партнерами, конкурентами, а также с системой публичного управления для решения социально-экономических задач;
- этикет рабочей среды. Деловой этикет, как уже отмечалось, предполагает определенный комплекс требований не только к непосредственному деловому общению, но и к внешнему образу сотрудника, к его рабочему месту. Для обеспечения требований этой составляющей делового этикета важны усилия, как самой организации, так и сотрудника. Организация должна предоставить сотруднику надлежащим образом организованное рабочее место, сотрудник, в свою очередь, должен обеспечивать в процессе своей профессиональной деятельности поддержание этого надлежащего состояния на своем рабочем месте;
- этикет письменного общения. Эта составляющая делового этикета предполагает при обмене письменными сообщениями соблюдение требований приветствия и вежливости. При этом деловое общение в письменной форме требует формулирования сообщения по существу, предельно точно и конкретно, для того чтобы собеседник мог усвоить его наиболее полно и четко;
- этикет общения в профессиональной среде в неформальной обстановке. Это касается ведения переговоров и общения в неформальной обстановке, например, в ресторане, на корпоративном отдыхе и пр. По общему правилу, в период отдыха в неформальной обстановке в деловой среде не обсуждают серьезные профессиональные вопросы;
- этикет, связанный с деловым перемещением – деловыми перелетами, поездками и пр. Необходимо подчеркнуть, что во время деловых поездок, когда сотрудник компании направляется в командировку, на деловую встречу, переговоры и пр., его время должно быть организовано надлежащим образом в соответствии с теми профессиональными целями и задачами, которые он должен решать в рабочей поездке;
- этикет подарков в деловой среде. Как и всякое общение, деловое общение предполагает возможность демонстрации благоприятного отношения посредством вручения подарков или памятных сувениров. Такое поведение является допустимым: подарки и памятные сувениры вручаются сотрудниками друг другу, руководством организации сотрудникам, а также организацией организации и пр.