Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью – это закрепленные законодательством функции и полномочия органов муниципальной власти по распоряжению, владению и пользованию имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Сущность и назначение муниципальной собственности
Муниципальные образования могут иметь в своей собственности следующие виды имущества:
- во-первых, имущество, которое предназначено для решения вопросов местного уровня в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- во-вторых, имущество, которое предназначено для реализации определенных государственных полномочий, делегированных органами государственной власти органам муниципального управления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ее регионов;
- в-третьих, имущество, которое предназначено для реализации определенных полномочий органами муниципального управления, переданным им в порядке, утвержденным ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- в-четвертых, имущество, которое предназначено для осуществления деятельности органов муниципального управления и должностных лиц, а также муниципальных служащих, персонала муниципальных учреждений и предприятий в соответствии с нормативно-правовым регулированием, осуществленным представительным органом муниципального управления;
- в-пятых, имущество, которое требуется для решения вопросов, право разрешения которых предоставлено органам муниципального управления федеральным законодательством, но которые не относятся к вопросам местного уровня;
- в-шестых, имущество, которое предназначено для решения вопросов местного уровня в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также имущество, которое предназначено для осуществления особых полномочий по решению вопросов местного уровня.
В том случае, если имущество, находящееся в муниципальной собственности, не соответствует перечисленным выше требованиям, оно подлежит перепрофилированию или отчуждению. Сроки и порядок такого отчуждения регулируется федеральным законодательством.
Муниципальная собственность выделена в отдельный вид собственности сравнительно недавно. В определенный период времени осуществлялась активная передача государственной собственности в состав муниципальной. В это время передаче в муниципальную собственность подлежали:
- во-первых, жилой и нежилой фонд, который находится в управлении органов муниципальной власти;
- во-вторых, предприятия жилищно-эксплуатационного назначения, а также ремонтно-строительного назначения, осуществляющие обслуживание жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальном фонде;
- в-третьих, объекты инженерно-инфраструктурного назначения;
- в-четвертых, предприятия розничной торговли, бытового обслуживания и общественного питания;
- в-пятых, объекты и учреждения здравоохранения и так далее.
Региональные власти наделены правом самостоятельного регулирования порядка передачи имущества, являющегося государственной собственностью регионального уровня, в муниципальную собственность.
Состав полномочий муниципальных органов власти в отношении управления муниципальной собственностью
Право органов муниципального власти в отношении управления муниципальной собственности гарантировано ст. 132 российской Конституции. Полномочия органов муниципального управления по управлению муниципальной собственностью обусловлены процессом формирования муниципальной собственности, по своей структуре и смыслу схожей с государственной собственностью.
Органы муниципального управления наделены правом самостоятельного владения, пользования и распоряжением муниципальным имуществом от имени муниципального образования согласно требованиям российской Конституции, федеральных законов, а также нормативно-правовых актов муниципального уровня, принятых в соответствии с федеральным законодательством.
Органы муниципального управления наделены правом передачи муниципального имущества в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, органам государственного управления Российской Федерации и ее регионов, органам муниципального управления других муниципальных образований, а также его отчуждения, совершения иных сделок в соответствии с федеральным законодательством.
Органы муниципального управления, ответственные за осуществление функций и полномочий учредителей, наделены правом определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных учреждений и предприятий, утверждения их уставов, назначения на должность и освобождения от должностей руководства данных учреждений и предприятий, заслушивания отчетов об их деятельности в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Органы муниципального управления от лица муниципального образования наделены субсидиарной ответственностью по обязательствам муниципальных казенных учреждений и осуществлению обеспечения исполнения этих обязательств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Органы муниципального управления осуществляют ведение реестров муниципальной собственности в порядке, установленном уполномоченным российским Правительством федеральным органом исполнительной власти.
Особого внимания заслуживает вопрос приватизации муниципального имущества. Законодательство допускает использование следующих способов при осуществлении приватизации муниципальной собственности:
- во-первых, осуществление продажи муниципальной собственности в рамках аукциона;
- во-вторых, осуществление продажи муниципальной собственности в рамках коммерческого конкурса;
- в-третьих, осуществление выкупа арендованного муниципального имущества и так далее.