Сущность понятия «политическая сфера государственного управления»
Политическая сфера государственного управления – это совокупность действий государства, характеризующаяся взаимосвязанным характером и ориентированная на достижение целей развития общества.
На государство возложена ключевая роль в жизнедеятельности современного общества. Государство упорядочивает и регулирует процессы, протекающие в общественной жизни социального, экономического, духовного, политического и иного плана.
Государственные действия в определенной степени влияют на интересы всего населения страны, конкретных социальных групп, организаций, каждого гражданина и так далее. Государство оказывает воздействие не только на процессы, протекающие в обществе, но и на любые общественные отношения, характерные для общества и политической системы.
Действия государства призваны обеспечивать регулирование той части общественных отношений, которая не составляет частную сферу жизни населения, в результате чего признается публичной политикой.
Государственная политика представляет собой целостное идеологическое ядро государственного управления. Политическая сфера государственного управления выражается в стратегическом курсе развития общества, определяет методы и средства реализации этого курса, совокупность институтов власти, их компетентности и нормы взаимоотношений.
Политическая сфера государственного управления характеризуется следующими признаками:
- во-первых, наличием официально установленных целей развития общества;
- во-вторых, использованием установленных целей для осуществления органами государственного управления системы взаимосвязанных действий.
Типология политического управления государством позволяет выделить следующие разновидности:
- во-первых, государство, выполняющее функции «ночного сторожа». Такое государство ориентировано на поддержание правопорядка и законности. Эти категории рассматриваются в качестве условий, которые позволяют населению самостоятельно заботиться о собственном благополучии;
- во-вторых, государство полицейского типа, которое стремится к регулированию всех сферах жизнедеятельности граждан, превращая их тем самым в службу государству;
- в-третьих, социальное государство «всеобщего благоденствия», в основе формирования которого находится стремление к перераспределению национального богатства таким образом, который обеспечивает наиболее эффективное регулирование в сферах образования, занятости, здравоохранения.
Направления государственной политики и роль политических партий в государственном управлении
Государство обеспечивает управление страной посредством реализации государственной политики. В зависимости от того, какие функции выполняются государством, выделяют четыре основных направления политики государства. К числу этих направлений относятся следующие:
- во-первых, извлечение ресурсов в виде денежных средств, населения, услуг и товаров из внешней и внутренней среды;
- во-вторых, распределение извлеченных ресурсов между отдельными социальными слоями и группами общества;
- в-третьих, регулирование поведения граждан посредством применения методов принуждения, убеждения и так далее;
- в-четвертых, действия символического характера, которые предназначены для поддержания духовной общности населения, то есть речи, памятников, церемоний и прочего.
Эффективность государственной политики определяется ее соответствием поставленным целям и их достижением.
Политическое управление государством представляет собой явление общественного характера, оно формируется гражданами для сознательного регулирования собственной жизнедеятельности и выступает в качестве труднейшей и ответственной сферы практической интеллектуальной деятельности населения, определяющей благосостояния общества.
Роль политических партий в государственном управлении России
Конституция Российской Федерации признает идеологическое и политическое многообразие, не допускающее возможности государственного признания какой-либо идеологии как единственно возможной.
Политическая партия - это общественное объединение, которое создается с целью участия населения страны в политической жизни общества посредством выражения политической воли, участия в акциях общественного и политического значения, в референдумах и выборах.
Помимо этого, политические партии призваны представлять интересы населения страны в органах государственного управления.
Современная Россия характеризуется многопартийной системой. Однако на практике, начиная с выборов 2003 года, партийная система характеризуется наличием доминирующей партией, в качестве которых выступают «Единая Россия». Именно эта партия наделена реальной политической властью, обеспеченной большинством в российском Парламенте и иных представительных органах государственного управления. Фактически представители «Единой России» преобладают и в составе исполнительных органов государственного управления различного уровня.
На декабрь 2019 года в России имеет государственную регистрацию 53 политические партии. Количество политических партий демонстрирует постоянный рост, так, по сравнению с 2011 годом численность политических партий увеличилась на 46 единиц.
К политическим партиям России предъявляются следующие требования:
- во-первых, наличие региональных отделений, как минимум, в половине регионов страны;
- во-вторых, численность членов, превышающая 500 человек;
- в-третьих, наличие руководящих и иных органов управления партией на территории российского государства.
Политические партии наделены правом выдвижения кандидатов на любые должности государственного управления выборного характера.
Политические партии наделяются исключительным правом формирования списков кандидатов при выборах в нижнюю палату Парламента.
Для российской политической сферы характерно наличие «партии власти», которая ориентирована на поддержку избранного президента и назначенного им правительства.