Сущность муниципального управления и его эффективность
Европейская хартия о местном самоуправлении трактует его содержание как наличие у органов муниципальной власти права и реальной способности к регламентированию значительной части государственных дел и управлению ею в рамках закона, интересах населения муниципального образования и под свою ответственность.
Таким образом, муниципальное управление представляет собой разновидность управленческой деятельности.
Любой управленческий процесс, в том числе муниципальное управление, требует оценки его эффективности, назначение которой проявляется в следующем:
- во-первых, оценка эффективности муниципального управления позволяет установить факторы, которые оказывают влияние на достижение целей муниципального управления;
- во-вторых, оценка эффективности муниципального управления обеспечивает получение информации, которая необходима для анализа причин и источников неэффективности или низкой эффективности муниципального управления по результатам контроля;
- в-третьих, оценка эффективности муниципального управления позволяет выявлять процессы, которые не поддаются или с трудом поддаются управленческому воздействию;
- в-четвертых, оценка эффективности муниципального управления позволяет проанализировать влияние управленческих решений на эффективность использования местных ресурсов;
- в-пятых, оценка эффективности муниципального управления составляет основу разработки прогнозов, определения направлений и путей совершенствования муниципальных управленческих процессов.
Критерии и показатели оценки муниципального управления
Главная цель муниципального управления состоит в обеспечении повышения качества и уровня жизни населения муниципального образования. В связи с этим показатель качества и уровня жизни населения можно было бы использовать в качестве основного комплексного критерия оценки эффективности муниципального управления. На самом деле это не так просто, как может показаться на первый взгляд, поскольку не существует единого показателя, характеризующего качество и уровень жизни, для этого используется целый комплекс показателей. Соответственно тенденции их развития могут быть различными: одни могут демонстрировать ухудшение, другие, наоборот, улучшение.
Помимо этого, следует обратить внимание на тот факт, что качество и уровень жизни населения муниципального образования зависят не только от эффективности муниципального управления, на них оказывает влияние множество разнообразных факторов (государственная политика, политика региональная, социально-экономическая ситуация в стране, регионе, муниципальном образовании и так далее).
Как следствие, для оценки эффективности муниципального управления недостаточно одного показателя, необходимо давать оценку на основе изучения сложного взаимодействия разных факторов (демографических, социальных, природных, экономических, экологических и прочих), каждый из которых оказывает то или иное влияние на реализацию муниципальных решений.
На практике специфичность муниципального образования, выражающаяся в структурной сложности управляемого объекта, выражается в том, что трудно выбрать показатели, которые в достаточной и объективной мере будут отражать эффективность муниципального управления.
Формирование системы показателей эффективности муниципального управления предусматривает выработку критериев такой оценки. система базовых критериев оценки эффективности муниципального управления носит концептуальный характер и включает в себя:
- во-первых, действенность, представляющую собой степень достижения поставленных перед муниципальным управлением целей. Измерение действенности требует осуществление сравнения фактически достигнутых результатов с их плановыми величинами. Действенность муниципального управления может оцениваться в разрезе отдельных исполнителей, структурных подразделений или уровней управления;
- во-вторых, экономичность, представляющую собой оценку соотношения ресурсов, фактически затраченных на осуществление муниципального управления с ресурсами, расход которых был запланирован;
- в-третьих, качество, представляющее собой степень соответствия муниципального управления предъявляемым к нему требованиям и ожиданиям.
В состав показателей, отражающих эффективность муниципального управления, включаются:
- показатель степени соответствия установленным параметрам содержания и результатов действий муниципальных служащих;
- показатели соблюдения законодательства при принятии муниципальных решений и осуществлении действий муниципальными служащими;
- показатели глубины учета и выражения в муниципальных решениях и действиях муниципальных служащих потребностей и интересов населения муниципального образования;
- показатели уровня организации труда муниципальных служащих: регламентация, организация, оснащенность рабочих мест;
- показатели авторитетности муниципальных решений и действий муниципальных служащих;
- показатели, характеризующие взаимосвязи органов муниципального управления с разными муниципальными сообществами, группами и объединениями;
- показатели объема и достоверности муниципальной управленческой информации.
В качестве измерителей эффективности муниципального управления могут выступать показатели социальной эффективности, показатели эффективности управления объектами и показатели эффективности организации управления муниципальным образованием.
Оценка показателей эффективности муниципального управления требует регулярного формирования информационной базы, обеспечивающей исходные данные для расчетной и аналитической работы. Информационная база для расчета показателей муниципального управления формируется в результате постоянного мониторинга достигнутых муниципальным образованием результатов.