Государственное регулирование регионального развития – это систематическая деятельность органов государственной власти, направленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, из которых состоит общенациональная социально-экономическая система государства.
Теоретические основы государственного регулирования регионального развития
В настоящее время государственное управление во всех развитых и развивающихся странах мира должно быть ориентировано на достижение такой цели, как улучшение качества и уровня жизни населения. В связи с этим государство разрабатывает и реализует большое количество разновидностей политик – в каждой области общественной жизни.
Одной из таких разновидностей является региональная политика. Ее объектами выступают все регионы страны (или их часть), которые в совокупности и образуют государство. Как правило, основной формой ее выражения является государственное регулирование регионального развития страны.
Региональное развитие страны регулируется государством, поскольку по уровню социально-экономического развития часть регионов существенно опережает многочисленную группу «средних» регионов, от которых, в свою очередь, отстает другая часть. Речь идет про продолжающееся увеличиваться неравенство отдельных территорий одной страны. Это не только ущемляет в правах жителей, населяющих отстающие регионы, но и создаёт реальные угрозы для национальной безопасности государства, ее целостности и территориальной неприкосновенности.
Политика государства по регулированию регионального развития выстраивается на основе нескольких ключевых принципов, а именно:
- принцип обоснованности – региональные и местные органы власти не обладают теми наборами прав и ресурсов, которые бы позволили им самостоятельно решить проблемы собственного социально-экономического развития;
- принцип легитимности – регулирование соответствует нормам принятых в установленном порядке законодательных и нормативно-правовых актов;
- принцип инициативности и исполнительности регионов – региональные органы должны проявлять инициативу при принятии решений в сфере регионального развития и принимать активное участие в их реализации;
- принцип нацеленности – предусматривает формулирование и закрепление конкретных целей, на достижение которых направлено регулирование регионального развития;
- принцип деятельности в рамках четко установленных временных границ;
- принцип системности – предусматривает взаимное увязывание всех мер государственной поддержки регионов;
- принцип адресного характера мер государственной поддержки регионов;
- принцип организационного обеспечение – предусматривает установление специальных организационных механизмов и административных процедур регулирования регионального развития;
- принцип стратегического характера мер государственного регулирования регионального развития и др.
Регулировать региональное развитие можно методами, которые относятся к двум противоположным группам – экономическими методами (оказывают стимулирующие и ограничивающие воздействие на проблемы территорий) и административными методами (вводят прямые запреты, которые реализуются через систему нормативно-правовых актов).
Особенности регулирования регионального развития РФ и его показатели
По состоянию на 2021 год на территории Российской Федерации действует Стратегия пространственного развития, действие которой рассчитано до конца 2025 года. Мероприятия, которые предусматриваются данным стратегическим документом, нацелены на обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития нашей страны, что включает в себя, помимо прочего, сокращение межрегиональных различий в качестве жизни населения и уровне экономического развития.
Достижение обозначенной цели будет отслеживаться посредством расчета следующих целевых показателей:
- среднегодовые темпы роста валового регионального продукта субъектов РФ, в которых располагаются перспективные крупные центры экономического роста РФ (например, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и др.), (в процентах) – планируется рост с 101% в 2017 г. до 103,7% в 2025 г.;
- отношение среднедушевого валового регионального продукта субъектов РФ, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям (Северный Кавказ, Дальний Восток, полуостров Крым, Калининградская область), к среднероссийскому значению – планируется рост с 0,64 в 2017 г. до 0,7 в 2025 г.;
- межрегиональная дифференциация индекса человеческого развития по отношению к уровню 2017 г. (в процентах) – планируется снижение до 97% в 2025 г.;
- рост транспортной подвижности населения по отношению к уровню 2017 г. (в процентах) – планируется рост до 118% в 2025 г.;
- рост экспорта услуг от транзитных перевозок по отношению к уровню 2017 г. (в процентах) – планируется рост до 143% в 2025 г.
Таким образом, большинство показателей государственного регулирования регионального развития страны являются по своему содержанию – агрегирующими (валовый региональный продукт в различных вариациях, объем экспорта услуг, индекс человеческого развития и пр.). В то же время на практике учитывают большое число более детализированных показателей, а именно – средний размер заработной платы, уровень безработицы, размер государственного долга региона, удельный вес малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте и т.д.
К сожалению, по данным показателям в России до сих пор наблюдается большое неравенство «богатых» (например, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, ХМАО, ЯНАО) и «бедных» (например, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Тыва) регионов. Его устранение является одной из главных задач нынешнего состава Правительства РФ.