Управленческий консалтинг в ГМУ – это профессиональная интеллектуальная деятельность по сбору, систематизации и исследованию информации относительно общественных процессов, осуществляемая для выявления закономерностей их развития и обоснования приоритетных вариантов решения управленческой проблемы в конкретной сфере государственного или муниципального управления, реализуемая специалистом-менеджером по заданию и в интересах должностных лиц и органов государственного и муниципального управления.
Значение развития консалтинга в ГМУ
Консалтинг в самом общем виде может быть охарактеризован как вид профессиональной деятельности, представляющей собой оказание заинтересованным в развитии субъектам бизнеса и публичного управления консультационных услуг и включающей в себя исследование производственных, организационных, управленческих и иных процессов для выявления закономерностей их развития и, как следствие, выявления путей их оптимизации.
Иными словами, инструменты консалтинга используются заинтересованными субъектами для того, чтобы повысить эффективность собственной деятельности. Для бизнеса это обычно предполагает повышение собственной конкурентоспособности, разработку и внедрение инноваций для повышения конкурентоспособности собственного продукта.
В сфере государственного и муниципального управления консалтинг также имеет большое значение. Это обусловлено тем, что управленческие процессы охватывают самые разнообразные сферы общественной жизни и государственные и муниципальные служащие, должностные лица и органы публичного управления должны эффективно воздействовать на такие процессы, а значит понимать их природу, закономерности развития, инструменты и механизмы их оптимизации и совершенствования. Очевидно, что привлечение консультантов, узких специалистов в конкретной сфере общественного функционирования, способно повлиять:
- на эффективность внутренней организации ГМУ;
- на эффективность оказания государственных и муниципальных услуг;
- на эффективность разработки и реализации управленческого воздействия для достижения целей социально-экономического развития, инновационного обновления экономики и пр.
Характеристика перспектив развития управленческого консалтинга в ГМУ
В современных условиях, когда на демократических началах происходит перестройка механизмов государственного и муниципального управления, идет их ориентация на сервисный подход, то есть ориентация служащих, должностных лиц и органов публичного управления на нужды населения, на социальные запросы при реализации своих полномочий, в том числе при оказании государственных и муниципальных услуг.
Привлечение специалистов в сфере менеджмента и в иных социально значимых отраслях позволит создать комфортную среду для потребителей государственных и муниципальных услуг, наладить каналы обратной связи с населением и пр.
Кроме того, важнейшим направлением совершенствования сегодня является информатизация управленческих процессов. Здесь также целесообразно привлекать специалистов, которые позволят эффективно внедрять информационные технологии в управленческую практику служащих и должностных лиц, органов публичного управления.
Важно подчеркнуть, что применение инструментов консалтинга в ГМУ позволяет рационально использовать бюджетные ресурсы, поскольку специалисты привлекаются для предоставления консультационных услуг должностным лицам, органам публичного управления на определенный период для решения конкретных задач, что не предполагает постоянного содержания штатных сотрудников.
Итак, к числу основных перспектив развития управленческого консалтинга в ГМУ следует отнести:
- получение специальных знаний, практического опыта, навыков и умений при экономии ресурсов: инструменты консалтинга позволяют привлечь специалистов для решения конкретной управленческой проблемы в определенный период времени;
- реализация организационного потенциала консалтинга: предложения по повышению эффективности управленческих процессов, в том числе по внедрению инноваций, поступающие извне трудно саботировать персоналу системы ГМУ, в то время как такие решения, поступающие от руководства, могут долго и неэффективно встраиваться в повседневную практику;
- привлечение специалистов в узкой сфере профессиональной деятельности позволяет получить новейшие знания. Так, например, привлечение специалистов для внедрения информационных технологий в повседневную практику публичного управления позволяет, существенно сэкономив временные, трудовые и иные ресурсы, оптимизировать информационные процессы посредством получения «готовых решений» от привлеченных специалистов и др.
Ограничения применения управленческого консалтинга в ГМУ
Сфера публичного управления, как на государственном, так и на муниципальном уровнях, характеризуется определенной спецификой: служащие, должностные лица и органы ГМУ концентрируют при реализации управленческих полномочий большие массивы информации, доступ к которым должен быть ограничен в виду требование закона. Это касается, например, персональных данных, информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну и пр.
Кроме того, законом устанавливаются определенные процедурные требования к управленческим процессам, в частности, к разработке и реализации управленческих решений.
Указанные специфические черты накладывают определенные ограничения при использовании инструментов управленческого консалтинга в ГМУ:
- закрытость в определенных случаях информации, которой оперирует служащий, должностное лицо или орган ГМУ, что требует возложения обязанности сохранения такой информации в тайне на специалистов, привлеченных для предоставления консультационных услуг;
- жесткая регламентация управленческих процессов, что требует привлечения специалистов в рамках управленческого консалтинга исключительно для предоставления исчерпывающей информации для принятия эффективного решения уполномоченным лицом в соответствии с установленной законом процедурой.