Парламентский контроль – это вид контроля, осуществляемый Парламентом в качестве законодательного органа власти в отношении деятельности органов исполнительной власти, в первую очередь, Правительства.
Понятие и сущность парламентского контроля
В основе построения Российской Федерации находятся принципы разделения властей, народовластия, верховенства права, приоритетности свобод и прав гражданина и человека. Реализацию этих принципов обеспечивает парламентский контроль. В задачу парламентского контроля входит обеспечение устойчивости конструкции конституционного строя за счет использования системы сдержек и противовесов, не допускающих узурпацию власти. Также в задачу парламентского контроля входят формирование основ эффективной деятельности Правительства, государственного механизма, предотвращение нарушения свобод и прав гражданина и человека, обеспечение реализации требований законодательства.
Парламентский контроль можно рассматривать как совокупность мер, реализуемых российским Парламентом в лице двух его палат, а также представительными органами регионального уровня, с целью оценки соответствия действий исполнительной власти требованиям российской Конституции и законодательства.
Также парламентский контроль можно охарактеризовать как разновидность государственной деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями Конституции и законодательства как способ реализации власти парламента.
Парламентский контроль направлен на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечить соблюдение требований российской Конституции, исполнение федерального законодательства;
- во-вторых, защитить гарантированные российской Конституцией общечеловеческие и общегражданские права и свободы;
- в-третьих, укрепить правопорядок и законность;
- в-четвертых, выявить ключевые проблемы деятельности органов государственной власти, повысить эффективность государственного управления, привлечь внимание конкретных органов государственной власти и должностных лиц к недостаткам, выявленным по результатам парламентского контроля;
- в-пятых, противодействовать коррупции;
- в-шестых, изучить практику применения российского законодательства, выработать рекомендации, призванные обеспечить его совершенствование и повысить эффективность его исполнения.
Главная цель парламентского контроля состоит в реализации контрольной деятельности в отношении соответствия принимаемого законодательства общественным потребностям, действий органов государственной власти исполнительного характера, устранении выявленных нарушений.
Принципиальные основы парламентского контроля
Принципиальные основы парламентского контроля включают следующие составляющие:
- гуманизм, подразумевающий гарантированность сохранности человеческого достоинства и чести участниками парламентского контроля за счет ограничения его пределов;
- разделение властей, подразумевающее реализацию власти каждым отдельным органом. Данный принцип обеспечивает укрепление роли Парламента в системе государственной власти. Парламент обеспечивает выявление и устранение правонарушений в деятельности органов исполнительной власти, устойчивость государственного механизма;
- самостоятельность и независимость субъектов парламентского контроля, проявляющаяся в наличии у этих субъектов функциональной и организационной независимости от лица, выступающего объектом контроля. Субъект парламентского контроля обладает независимостью, подразумевающей право самостоятельного определения предмета контрольной деятельности, методов контроля, содержание и формы отчетов. Самостоятельность субъектов парламентского контроля подразумевает реализацию функции эффективности контрольной деятельности, определяемой его независимостью;
- системность, подразумевающая проведение парламентского контроля на едином правовом базисе;
- законность.
Формы парламентского контроля
Формы парламентского контроля установлены статьей 5 Федерального закона «О парламентском контроле». К их числу относятся:
- рассмотрение нижней палатой Парламента вопроса о доверии российскому Правительству;
- реализация палатами Парламента, его комитетами и Счетной Палатой мероприятий, направленных на осуществление предварительного, текущего и последующего парламентского контроля бюджетных правоотношений;
- заслушивание нижней палатой Парламента ежегодных правительственных отчетов о результатах деятельности;
- рассмотрение нижней палатой Парламента годовой отчетности Центрального банка;
- заслушивание доклада Председателя Центробанка России относительно его деятельности и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- направление парламентских запросов;
- направление запросов депутатов верхней и нижней палаты Парламента;
- заслушивание информации и ответов на вопросы палат парламента от депутатов, должностных лиц государственной власти;
- заслушивание информации по вопросам чрезвычайного характера;
- назначение и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты России, его заместителей, аудиторов;
- взаимодействие со Счетной Палатой России;
- парламентские слушания;
- парламентские расследования;
- взаимодействие Государственной Думой и Уполномоченным по правам человека;
- заслушивание верхней палатой Парламента докладов Генерального прокурора России относительно правопорядка и законности в Российской Федерации и мерах их укрепления и так далее.
Пределы парламентского контроля
Парламентский контроль имеет определенные пределы, нарушение которых ведет к злоупотреблениям данной формой контроля. Парламентский контроль не подменяет собой осуществления правосудия, оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, деятельности органов государственного и муниципального управления, реализуемой в пределах их компетенции. Законодательство не допускает вмешательства субъектов контроля в осуществлении перечисленных видов деятельности.