Управление предприятием с государственным участием – это система механизмов, инструментов и мероприятий, которые обеспечивают эффективное функционирование организаций, доля участия в которых государства превышает половину уставного капитала.
Понятие и виды предприятий с государственным участием
В соответствии с положениями отечественного законодательства к числу предприятий с государственным участием относятся:
- акционерное общество, в уставном капитале которого Федерация, регион участвуют опосредованно или прямо свыше, чем наполовину;
- общество с ограниченной ответственностью, где участие Федерации, региона в уставном капитале свыше половины;
- государственное унитарное предприятие;
- государственная корпорация;
- иная организация хозяйственного характера, в котором Федерация, регион участвуют свыше, чем наполовину;
- компания, которая учреждается на основании указа Президента с участием Федерации, региона свыше половины.
Необходимо подчеркнуть, что в теории и практике значение предприятий с государственным участием трактуется неоднозначно:
- очевидно, что предприятия с государственным участием создаются в тех отраслях, которые имеют приоритетное значение для развития страны. Это нефтедобыча, энергетика, банковская деятельность и иные системообразующие отрасли отечественного хозяйства. Иными словами, создание таких предприятий позволяет государству организовать стабильное функционирование системообразующих секторов отечественного хозяйства в любых, в том числе кризисных, условиях;
- при этом наблюдается негативная тенденция создания в важнейших сферах отечественного хозяйства предприятий с государственным участием: такие предприятия фактически являются монополистами в своем секторе, что позволяет им определять ключевые условия взаимодействия с потребителями, а это нередко значит, что потребители несут необоснованные издержки, в том числе обеспечивают необоснованные управленческие решения.
С момента перестройки в названной сфере идут разнонаправленные процессы:
- приватизация государственных предприятий привела к тому, что число предприятий с государственным участием снижается;
- государство увеличивает долю участия в предприятиях, функционирующих в социально значимых отраслях.
Таким образом, российское государство входит в число крупнейших собственников российского рынка.
Проблемы и особенности управления предприятиями с государственным участием
Проблемы организации и реализации управления в организациях с государственным участием во многом аналогичны проблемам частных организаций, поскольку организации с государственным участием функционируют в тех же рыночных условиях. Это предопределяет необходимость организации и реализации управления предприятия с государственным участием на основе механизмов и инструментов, которые показали себя в качестве эффективных в частной сфере.
При этом отдельная специфика обусловлена тем, что основным собственником организации выступает государство, что обуславливает следующие проблемы:
- государство и регионы как публично-правовые образования, существующие для удовлетворения потребностей российского населения, решают более сложные, объемные, комплексные и нередко противоречащие друг другу задачи в отличие от частных организаций, основная цель функционирования которых – извлечение прибыли и повышение эффективности собственной деятельности;
- организует или участвует в управлении предприятием с государственным участием доверенное лицо государства, то есть лицо, которое собственником организации не является. Это, в свою очередь, предполагает, что избранные и реализуемые механизмы, инструменты, мероприятия управления предприятием с государственным участием могут быть менее эффективными, чем в частных организациях.
Специальными органами публичного управления, в том числе службой по управлению государственным имуществом, реализуются активные усилия по повышению эффективности управления предприятиями с государственным участием. К числу основных действий по указанному направлению относятся:
- разработка и внедрение эффективной методологической основы управления государственными предприятиями;
- внедрение практики привлечения в процесс управления специалистов из частной сферы и специалистов в качестве экспертов для участия в ревизионных комиссиях;
- исследование и применение на практике новейших технологий управления, реализуемых в частной сфере внутри страны и в зарубежных странах.
Очевидно, что цель публичного управления и цель извлечения прибыли могут противоречить друг другу; если для частной организации, по общему правилу, цель – это повышение прибыли, то для государства – это наиболее полное обеспечение прав и свобод личности, благосостояния населения. Потому государство может поддерживать функционирование предприятие с собственным участием даже если она убыточно, неэффективно, поскольку оно решает задачи в важнейших сферах общественной жизни.
Названные проблемы осложняют управление предприятием с государственным участием и обусловливают специфику такого управления.
Так, конечным собственником всякого предприятия с государственным участием является население страны, однако оно отделено от процесса управления различными институтами публичного управления, прежде всего, государством, затем органами публичного управления, которые обеспечивают функционирование предприятий, и непосредственно представителями, направляемыми такими органами для организации и участия в управлении предприятием с государственным участием. Именно такой опосредованностью, удаленностью собственника от управления и обусловлена важнейшая проблема в системе функционирования предприятий с государством-участником: менеджер, который осуществляет управление таким предприятием, имеет возможность осуществлять управление не в интересах собственника, а в собственных корыстных интересах. Именно поэтому крайне важно обеспечить эффективное управление предприятиями с государственным участием посредством общественного контроля, экспертного контроля и иных контрольных процедур эффективности их функционирования.