Государственно-частное партнерство – это форма взаимовыгодного сотрудничества государства и представителей бизнеса, когда первое получает на территории новый социально значимый объект, а вторые – прибыль за счет инвестирования в создание объекта и его последующего использования.
Общие сведения о государственно-частном партнерстве
В настоящее время ключевым фактором экономического роста является развитие инфраструктуры. Развитая инфраструктура является одним из главных условий, которые привлекают хозяйствующих субъектов к ведению инвестиционной деятельности. Т.е. за счет инфраструктуры обеспечивается приток инвестиций, который, в свою очередь, способствует укреплению социально-экономического потенциала территории. Следовательно, перед органами государственной власти постоянно стоит задача по модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктур территорий.
На данный момент наиболее распространенной формой реализации крупных, значимых для государства и его регионов, системообразующих инфраструктурных проектов является государственно-частное партнерство. Оно предусматривает привлечение внебюджетного (частного) финансирования.
Потребность государства в финансовых средствах бизнеса обусловлена тем, что реализация инфраструктурных проектов – это очень затратное дело. Так, по данным ОАО «Газпромбанк», в ближайшие 10 лет реализация в России инфраструктурных проектов несоциальной сферы потребует 753 млрд долларов. При этом 75% от этой суммы будет приходиться на возведение и реконструкцию автомобильных дорог.
Сущность государственно-частного партнерства в Российской Федерации
В отличие от большинства западных стран, где государственно-частное партнерство имеет четкие и достаточно узкие трактовки, в России данный институт рассматривается в широком понимании. Представляя его в обобщенном виде, можно выделить следующие сущностные характеристики государственно-частного партнерства в Российской Федерации:
- предусматривает взаимодействие бизнеса и власти;
- предусматривает реализацию проектов в тех сферах, ответственность за развитие которых относится к функциям государства;
- предусматривает реализацию проектов, характер которых преимущественно – инфраструктурный и инвестиционный;
- обеспечивает положительный эффект для развития государства (в форме создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджет и др.).
В качестве объекта государственно-частного партнерства выступает имущество, которое образует инфраструктуру следующих видов:
- социальная инфраструктура – объекты социального обслуживания, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортного лечения, спорта;
- коммунальная инфраструктура – социально-бытовые объекты, гидротехнические сооружения, объекты водоснабжения, водоотведения, утилизации бытовых отходов, благоустройства территорий;
- транспортная инфраструктура – автомобильные и железные дороги, метрополитен и транспорт общего пользования, аэродромы и их производственную и инженерную инфраструктуры, морские и речные порты, трубопровод;
- энергетическая инфраструктура – объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, наружного освещения, производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии.
Представители государства именуются публичными партнерами, представители бизнеса – частными партнёрами. Согласно соглашению о государственно-частном партнерстве, публичный партнер может привлечь частного партнера к выполнению различных работ с объектом инфраструктуры: работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, строительству.
Обязательным условием отношений государственно-частного партнерства является разделение между сторонами проектных рисков. Кроме того, эти отношения должны быть оформлены заключением специального договора.
Реализация проектов государственно-частного партнерства имеет длительный характер. Средний срок реализации составляет более 10 лет. Этот срок подразделяется на два этапа. Первый этап – затратный, когда стороны инвестируют денежные средства в объекты инфраструктуры. Второй этап – доходный, когда стороны используют объекты инфраструктуры (оказывают с их помощью услуги) и, тем самым, возвращают инвестиции.
Современное состояние государственно-частного партнерства в Российской Федерации
В Российской Федерации на основе принципов государственно-частного партнерства и распределения рисков между партнерами сроком более трех лет реализовался 131 проект в 60 регионах страны. Большая часть из них (56 проектов) направлена на развитие социальной инфраструктуры. Далее по популярности следует транспортная (30), коммунальная (23) и энергетическая (22) инфраструктура.
Данные проекты находятся на разных стадиях реализации. Больше половины инфраструктурных проектов – 75 (57 %) – находится в стадии реализации. Уже реализованными является 12 проектов (9% от общего числа проектов). В разработке остается 31 проект (24 %), в стадии конкурса – 10 проектов (8 %). Реализация трех проектов (2 %) была приостановлена.
Регионами-лидерами по уровню развития государственно-частного партнёрства в России являются Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская, Воронежская, Свердловская и Нижегородская области. Указанные субъекты Федерации отличаются высокой инвестиционной привлекательностью, огромным опытом реализации региональных проектов государственно-частного партнерства, развитой институциональной средой и соответствующей нормативно-правовой базой.
Таким образом, реализация инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства характеризуется созданием достойных инфраструктурных условий для отечественных и иностранных предприятий-партнеров и способствует формированию благоприятного инвестиционного климата в стране и ее регионах.