Правовое регулирование труда государственных служащих – это система принципов, механизмов, инструментов упорядочения трудовых отношений с участием государственных служащих, устанавливаемая положениями конституционного, трудового и иного специального федерального законодательства, определяющего специфику правового статуса государственного служащего в трудовых отношениях, в том числе его специфические права, обязанности и гарантии.
Значение правового регулирования труда государственных служащих
Эффективность функционирования государственного механизма обеспечивается эффективностью реализации своих должностных обязанностей государственными служащими. Именно от профессионального уровня, опыта практической деятельности, морально-нравственных ориентиров, в том числе противостояния коррупции, зависит результативность и эффективность осуществления государственных задач и функций должностными лицами системы публичного управления.
Система государственной службы в России подвергается реформированию для решения следующих задач:
- повышения профессионального уровня привлекаемых на государственную службу лиц;
- противодействия коррупции;
- повышения качества и эффективности оказываемых государством услуг населению.
При этом необходимо отметить, что реформы в области государственной службы способны решить и более общие задачи государственного управления, в том числе эффективность организации публичного управления обеспечивает:
- прогрессивное развитие экономики;
- социальную стабильность;
- наиболее полное обеспечение прав личности и, как следствие, удовлетворенность населения функционированием системы государственного управления.
Система российской государственной службы сегодня в трудовом аспекте сталкивается со следующими острыми проблемами:
- текучесть кадров;
- падение уровня профессионализма и навыков и умений практической деятельности среди государственных служащих;
- неэффективная система оплаты труда;
- недостаточная поддержка молодых специалистов, поступивших на государственную службу и пр.
На преодоление названных проблем направлено специфическое правовое регулирование трудовых отношений с участием государственных служащих.
Основы правового регулирования труда государственных служащих
В теории трудового права и государственного управления нередко подчеркивается, что регулирование трудовых отношений с участием государственных служащих должно реализовываться, в первую очередь, в соответствии с основными началами правового регулирования трудовых отношений, установленных федеральным трудовым законодательством. При этом не вызывает сомнения, что специфика государственной службы предполагает некоторые особенности правового регулирования труда государственных служащих.
С начала становления Российского государства и до сегодняшнего периода в системе государственного управления предпринимаются попытки упорядочить трудовые отношения на государственной службе. В качестве цели таких реформ перманентно провозглашается необходимость формирования высокопрофессионального состава государственной службы, который обеспечит эффективное выполнение должностных обязанностей и, как следствие, удовлетворенность потребностей населения.
В качестве основ правового регулирования труда государственных служащих можно выделить следующие:
- конституционные положения;
- федеральное трудовое законодательство;
- специальное федеральное законодательство в области государственной службы, иное федеральное законодательство, которое упорядочивает отдельные вопросы прохождения государственной службы;
- подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе указы президента.
Специальное федеральное законодательство по вопросам государственной гражданской службы в России в качестве принципов правового регулирования труда государственных служащих закрепила, что на государственных служащих распространяются положения трудового законодательства с учетом специфических положений, которые установлены специальными законодательством о государственной гражданской службе.
Таким образом, федеральное трудовое законодательство специальные правила регулирования трудовых отношений с участием государственных служащих не содержит, однако применяется к трудовым отношениям на государственной службе в той части, в которой трудовые отношения государственных служащих не урегулированы специальным законодательством.
Так, в ст. 11 Трудового кодекса России провозглашается, что нормы трудового права, содержащиеся в трудовом законодательстве и нормы иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, распространяются на всех работников, которые выполняют трудовую функцию на основании трудового договора с работодателем. При этом подчеркивается, что данные нормы применяются с учетом специфики установленной законодательством и нормотворчеством о государственной и муниципальной службе.
Специфика труда государственных служащих обусловлена той ролью, которую они реализуют в публично-правовом управлении. Итак, к специфическим характеристикам правового регулирования труда государственных служащих можно отнести следующие:
- специфическая процедура отбора и поступления на государственную службу;
- специфические требования, устанавливаемые, как в отношении кандидата, так и в отношении лица, замещающего должность государственной службы;
- специфические процедуры подтверждения профессионального соответствия занимаемой должности;
- статистические процедуры отстранения от должности и др.
Так, по общему правилу, замещение государственных должностей и, соответственно, отбор кандидатов на должности службы реализуются посредством конкурса. При этом законодательством регламентируется случаи, когда такой конкурсный отбор не проводится.
Отдельные специальные положения предусматривается в отношении служащих, реализующих свою трудовую функцию в дипломатических представительствах, в консульских учреждениях, других представительствах органов публичного управления страны за пределами России.
Таким образом, специфика правового регулирования труда государственных служащих определяется той высокой задачей, которую возложена на государственную службу, а именно обеспечением прав и свобод личности и благосостояния населения.