Муниципальная служба – это вид профессиональной деятельности, осуществляемый гражданами в системе органов муниципального управления для обеспечения достижения целей их деятельности и решения вопросов, имеющих значимость для местного населения.
Сущность и значение муниципальной службы
Система муниципального управления носит обособленный характер от государственного управления в Российской Федерации. Самостоятельность этого вида управления подразумевает наличие особого нормативного регулирования и требований к лицам, поступающим на муниципальную службу.
Муниципальные служащие представляют собой публичную власть, наиболее приближенную к населению и более часто взаимодействующую с ним. Муниципальные служащие в силу специфики муниципального управления наделяются населением муниципальных образований правом и обязанностями по решению вопросов, имеющих значение для местного населения.
Муниципальная служба обладает рядом специфических признаков, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, учреждение и функционирование в сфере публичной власти, наличие публично-правового характера;
- во-вторых, ориентированность на решение специфических задач, призванных обеспечивать полномочия местного самоуправления;
- в-третьих, наличие определенной преемственности с государственной службой.
Правовые основы поступления на муниципальную службу
Порядок поступления на муниципальную службу регулируется статьей 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Законодательство устанавливает определенные требования к лицам, претендующим на несение муниципальной службы. Правом поступления на муниципальную службу обладают граждане, соответствующие следующим требованиям:
- во-первых, возраст от 18 лет и более;
- во-вторых, владение государственным языком России;
- в-третьих, соответствие установленным квалификационным требованиям по отношение к определенным должностям муниципальной службы;
- в-четвертых, отсутствие обязательств по ограничениям, предусмотренным в отношении муниципальной службы.
Поступление на муниципальную службу и ее несение не допускает установления преимуществ или ограничений прямого или косвенного характера по таким критериям как: пол, раса, национальность, происхождение, должностное и имущественное положение, место жительства, религиозные и иные убеждения, принадлежность к общественным объединениям, иные обстоятельства, которые не связаны с качествами муниципального служащего профессионального или делового характера.
Законодательство допускает возможность проверки сведений, предоставленных претендентом на поступление на муниципальную службу. В отношении отдельных муниципальных образований федеральное законодательство может устанавливать дополнительный состав требований по отношению к проверке сведений, которые предоставляются физическими лицами при поступлении на муниципальную службу.
Если по результатам проверки претендент признаются негодным к несению муниципальной службе, его обязаны проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин отказа.
Поступление на муниципальную службу является результатом назначения на должность муниципальной службы согласно условиям трудового договора, заключаемого в соответствии с требованиями трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных для муниципальной службы.
При замещении должности главы муниципальной администрации проводится конкурс. С гражданином, победившим по условиям конкурса на замещение должности главы муниципальной администрации, заключает контракт. Порядок замещения данной должности, включая специфику расторжения контракта, регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На региональном уровне утверждают типовую форму контракта с главой муниципальной администрации.
При поступлении физического лица на муниципальную службу оформляется акт работодателя в лице его представителя о назначении на соответствующую должность муниципальной службы.
В качестве сторон трудового договора муниципального служащего выступают представитель нанимателя или работодатель и муниципальный служащий.
Документация, необходимая для поступления на муниципальную службу
Поступление на муниципальную службу требует от гражданина предоставления следующей документации:
- заявление, содержащее просьбу относительно поступления на муниципальную службу и замещения конкретной должности в системе муниципальной службы;
- анкета, заполненная и подписанная претендентом на замещение должности в системе муниципальной службе по форме, которая установлена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это российским Правительством;
- паспорт;
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, представленные в утвержденном законодательством порядке, кроме тех случаев, когда заключение трудового договора осуществляется впервые;
- документы, подтверждающие получение образования;
- документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального персонифицированного учета, кроме тех случаев, когда заключение трудового договора осуществляется впервые;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства на территории российского государства;
- документы, подтверждающие прохождение воинского учета;
- медицинское заключение, подтверждающее отсутствие заболеваний, выступающих препятствием для поступления на муниципальную службу;
- информация о доходах за год, которые предшествуют году поступления в систему муниципальных служб, а также об обязательствах имущественного характера имуществе физического лица, претендующего на несение муниципальной службы;
- сведения, размещаемые физическим лицом в сети интернет за 3 календарных года, которые предшествуют году поступления на муниципальную службу;
- иная документация, которая предусматривается федеральными законами, указами российского Президента, постановлениями российского Правительства.