Подготовка госслужащих в РФ – это реализуемая образовательными организациями в рамках системы высшего образования в соответствии с требованиями российского законодательства образовательная деятельность по подготовке специалистов для замещения должностей государственной службы.
Понятие профессиональной подготовки госслужащих в РФ
Профессиональная подготовка госслужащих в РФ может быть определена как процесс обучения лица, претендующего в последующем на должность государственной службы, или лица, замещающего должность государственной службы, специальным знаниям и практическим навыкам, необходимым для реализации служебных функций в конкретной сфере публичного управления.
Специальные знания в системе подготовки служащих могут быть охарактеризованы как система знаний в области теории управления и правоведения, а также политических, экономических, социологических, психологических и иных знаний, необходимых для реализации функций и задач публичного управления в конкретной сфере.
Кроме того, в систему подготовки госслужащих включаются дисциплины, обеспечивающие освоение обучающимися навыков делового общения, которые в условиях утверждения сервисной модели предоставления государственных и муниципальных услуг играют важнейшую роль для эффективной реализации служебных обязанностей.
Значение и правовое регулирование подготовки госслужащих в РФ
Вопросы повышения профессионализма лиц, замещающих должности государственной службы, для повышения эффективности функционирования государственного механизма широко исследуется, как в теории, так и в практике публичного управления. Это обусловлено тем обстоятельством, что от уровня специальных знаний, практических умений и деловых качеств лиц, замещающих должности государственной службы, зависит эффективность предоставления государственных услуг и решения других задач публичного управления, а также имидж государственного органа и государства в целом в общественном сознании, то есть степень доверия населения к государственному механизму.
В федеральном законодательстве, регулирующем вопросы государственной службы в стране, содержится указание на то, что подготовка специалистов для замещения должностей государственной службы реализуется образовательными организациями в рамках системы высшего образования согласно требованиям федерального законодательства.
Получение образовательных услуг может осуществляться лицами, замещающими должности государственной службы, для цели профессионального развития, в частности получения высшего образования и последующего карьерного роста, так и лицами, которые в последующем будут претендовать на замещение должностей государственной службы.
При этом подзаконными актами предусматривается возможность направления в соответствующие образовательные организации на обучение претендентов на замещение должностей государственной службы с возложением на таких претендентов обязательства после завершения обучения в течение регламентированного срока осуществлять служебную деятельность в соответствующем органе публичного управления.
Отбор претендентов на замещение должностей государственной службы для направления на получение специального образования осуществляется на конкурсной основе. Такой конкурсный отбор получает регламентацию на уровне указа главы государства и акта уполномоченного федеральным правительством органа исполнительной власти, а также на уровне регионального законодательства.
Для направления на обучение лиц, которые в последующем будут замещать должности государственной службы в конкретном органе, с образовательным учреждением заключается соответствующий договор на обучение.
Характеристика особенностей подготовки государственных служащих в РФ
Система подготовки государственных служащих в РФ включает в себя систему:
- подготовки лиц, которые в последующем будут претендовать на должности государственной службы;
- подготовки лиц, которые уже замещают должности государственной службы, в том числе для получения высшего образования или для получения дополнительного профессионального образования.
В соответствии с положениями действующего федерального законодательства в системе государственной службы должен учреждаться и функционировать орган, ответственный за координацию подготовки специалистов для замещения должностей в системе государственной службы, однако на сегодняшний момент такой орган еще не сформирован. Согласно указу главы государства до образования такого специального органа функции по координации подготовки специалистов для замещения должностей в системе государственной службы осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным на нормативно-правовое регулирование государственной службы.
Подготовка лиц для замещения должностей государственной службы является инструментом реализации важнейшего принципа организации система государственной службы – принципа профессионализма и компетентности.
Профессионализм лиц, замещающих должности государственной службы, находит выражение в глубине и системности их специальных знаний и освоении ими практических навыков, необходимых для реализации служебной деятельности в конкретной сфере публичного управления.
Компетентность лиц, замещающих должности государственной службы, представляет собой параметры, установленные для оценки профессиональных знаний и практических навыков лиц, претендующих или замещающих должности государственной службы.
Таким образом, особенности подготовки государственных служащих определяются требованиями к их профессиональной деятельности: эффективная реализация функций и задач публичного управления требует от специалиста государственной службы глубоких теоретических познаний, эффективных практических навыков реализации служебных полномочий, а также понимания этики делового общения и информационной грамотности.