Региональная гражданская служба – это регламентированный федеральным и региональным законодательством институт государственной гражданской службы в органах публичного управления регионального уровня.
Понятие и значение организации региональной гражданской службы
Государственная гражданская служба рассматривается в теории и практике публичного управления в двух аспектах:
- как правовой институт, регламентирующий принципы формирования и обеспечения персоналом государственного механизма на федеральном и региональном уровнях;
- как вид профессиональной деятельности, реализуемой привлеченными на государственную службу в федеральных и региональных органов власти специалистов для осуществления функций и задач публичного управления в рамках компетенции конкретного органа и в соответствии с должностными полномочиями.
Институт государственной гражданской службы включает в себя:
- государственную гражданскую службу в федеральных органах публичного управления;
- государственную гражданскую службу в региональных органах публичного управления.
При этом названным институтом как на федеральном, так и на региональном уровне решаются единые по своей природе задачи:
- реализация Конституции и законодательства. Если на федеральном уровне это предполагает реализацию Конституции, федеральных законов, то на региональном уровне государственная служба учреждается и функционирует для реализации Конституции, федеральных законов и региональных законов. Кроме того, государственная служба на федеральном и на региональном уровнях решает задачи обеспечения национальной безопасности (при учете региональных интересов), государственного суверенитета и др. В связи с высокой социальной значимостью, сложностью выполнения указанных задач для осуществления функций публичного управления привлекаются специалисты, которые имеют необходимые профессиональные знания и опыт работы, а кроме того обладают необходимыми морально-нравственными и иными качествами личности, гарантирующими эффективное, добросовестное, законное выполнение указанных задач;
- непосредственно профессиональная деятельность, реализуемая на постоянной основе в соответствии с требованиями специального законодательства, регламентирующего систему норм правил и процедур осуществления полномочий государственного органа в соответствии с должностными обязанностями.
Правовые основы организации региональной гражданской службы
Государственная служба в качестве правового института представляет собой систему правовых норм, которые регулируют следующие общественные отношения:
- учреждение, организацию и функционирование государственной службы как персонала, обеспечивающего за счет постоянной профессиональной деятельности выполнение функций и задач публичного управления;
- служебное поведение и деятельность лиц, замещающих должности гражданской службы по исполнению Конституции, федерального и регионального законодательства;
- правовое положение лиц, замещающих должности гражданской службы.
Правовое регулирование гражданской службы как на федеральном, так и на региональном уровне представляет собой оказание правового властного воздействия на служебные отношения для обеспечения их упорядочения, охраны, развития исходя из задач, стоящих перед государством, региональной территорией на конкретном этапе исторического развития.
Итак, основы государственной службы закладываются конституционными положениями и получают свое развитие в специальном федеральном законодательстве о системе государственной службы, о государственной гражданской службе, в соответствии с указанными основополагающими для института государственной службы актами подинститут региональной гражданской служба является предметом совместного ведения Федерации и регионов, что предполагает, что региональные территории должны учитывать требования федерального законодательства при разработке собственного регионального законодательства, регулирующего вопросы гражданской службы.
Региональные правовые основы организации гражданской службы составляют:
- уставы или Конституции региональных территорий;
- специальные региональные законы о государственной службе, в отдельных региональных территориях – это кодексы государственной службы;
- региональные законы или акты высшего должностного лица региона, которыми утверждаются реестр государственных должностей, регламентируется правовой статус государственных должностей, определяются квалификационные требования к таким должностям;
- законы или акты высшего должностного лица региона, которые устанавливают процедуру проведения конкурса для отбора специалистов на замещение вакантных должностей госслужбы, процедуру проведения аттестации служащих;
- законы или акты высшего должностного лица региона о процедуре исчисления стажа на должностях государственной службы, о размере денежного содержания служащих, о процедуре предоставления льгот и компенсаций таким служащим, об иных организационных аспектах;
- локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют процедуру ведения личных дел, процедуру увольнения, внутренний распорядок и др.
Здесь важно отметить, что правовое регулирование региональной гражданской службы может распространяться и на федеральные органы публичного управления, которые находятся в двойном подчинении.
Органы, ответственные за организацию региональной гражданской службы
Организация гражданской службы на региональных территориях осуществляется органами публичного управления таких территорий, в том числе:
- законодательными и представительными органами региональной власти;
- исполнительными органами региональной власти;
- региональными контрольно-счетными палатами;
- региональными избирательными комиссиями.