Управление государственными заказами – это совокупность управленческих действий, направленных на регламентацию, организацию и осуществление государственных закупок услуг, товаров и работ.
Характеристика существующей системы управления государственными заказами
Сложившаяся система управления государственным заказом характеризуется множеством проблем, которое включает в себя отсутствие полноценных взаимосвязей между планированием государственного заказа, его размещением и исполнением контрактов.
Государственный заказ находится под влиянием правовых норм его регулирования. В условиях того, что исполнение государственного заказа обеспечивается бюджетным финансированием, значимость нормативного регулирования существенно возрастает. Законодательство относительно государственного заказа регламентирует бюджетные закупки для обеспечения удовлетворения нужд государства посредством эффективного и целевого расходования бюджетных средств.
Введение системы государственного заказа, реализуемого через механизм государственных закупок, было призвано обеспечить прозрачность удовлетворения государственных нужд за счет предоставления дополнительных возможностей для осуществления контроля. При этом механизм остается несовершенным, оставляя возможности для значительного количества нарушений.
Характеристика проблем управления государственным заказом
Одной из основных проблем управления государственным заказом является проблема коррупции. Коррупция сопровождает государственные закупки на любом этапе их осуществления, представители государственных заказчиков вступает в сговор с поставщиками, берут взятки, получают откаты. Следствием коррупции является значительный перерасход средств бюджета, снижение качества государственных закупок, невозможность обеспечения достаточного уровня качества.
Ежегодно Счетной Палатой выявляется множество нарушений в системе государственного заказа на суммы, исчисляемые в миллиардах рублей, с учетом того, что в качестве объекта проверки выступает не более 10% государственных заказов. На ежегодной основе бюджетные средства, выделенные на осуществление государственного заказа, расстраиваются в пределах до 1 триллиона рублей, что в целом составляет примерно 20% от общего объема государственных заказов.
Система управления государственными заказами характеризуется высоким уровнем сложности осуществляемых в этой сфере процедур. Многообразие размещаемых государственных заказов требует высокого уровня организации и осуществления контрольных мероприятий в отношении соблюдения норм права, регулирующих осуществление государственных закупок. Кроме того, объектом контроля в этом случае выступает процесс проведения государственных закупок, процесс их исполнения.
Как показывает практика, чаще всего нарушения в сфере управления государственными заказами связаны с хищением денежных средств или заключением контрактов, в которых указывается завышенный уровень цены, предусматривающей последующие откаты в пользу заказчика. Также имеют место такие нарушения как сговор участников, привлечение в систему государственных закупок фирм-однодневок и прочее.
К числу проблем управления государственным заказом относят нарушения, связанные с завышением объемов и стоимости выполняемых работ. Помимо этого, от конкурсных процедур уходят за счет применения искусственного дробления заказов на этапе выполнения контрактов, также имеет место нарушение сроков исполнения государственных заказов, существенное изменение условий уже заключенных контрактов.
Существенной проблемой являются оформление фиктивной документации при приемке выполненных работ и нарушение информационного обеспечения размещения заказов.
Проблема присвоения средств имеется со стороны всех участников управления государственными заказами. Присваивают средства, как чиновники, так и коммерсанты, выступающие исполнителями заказов.
Помимо этого, в российской практике распространена система субподряда, когда хозяйствующий субъект, выигравший конкурс, не выступает в качестве исполнителя, а перекладывает исполнение заказа на субподрядчика за меньшую цену, которая зачастую влечет за собой снижение качества оказываемых услуг или выполняемых работ. Такая система имеет широкое распространение и может носить многоступенчатый характер, выражающийся в привлечении все большего количества субподрядчиков по цепочке друг от друга с существенным занижением конечной цены исполнения государственного заказа. В этих условиях в первую очередь страдает качество исполнения государственного заказа.
Характеристика проблемы сговора участников осуществления государственных заказов
Участники государственных заказов могут вступать в сговор, который характеризуется следующими основными признаками:
- во-первых, установление факта начала осуществления работ по государственному заказу до проведения торгов;
- во-вторых, осуществление закупки у единственного поставщика, хотя для этого не существует правовых оснований;
- в-третьих, нарушения, допускаемые конкурсными комиссиями при реализации процесса рассмотрения заявок, вскрытие информации ранее установленного срока, одностороннее изменение содержания заявок;
- в-четвертых, применение механизма технических условий, вытесняющих неугодных участников из аукциона в пользу конкретных поставщиков услуг, товаров, работ;
- в-пятых, привлечение фирм-однодневок к участию в конкретных государственных заказах;
- в-шестых, включение в конкурсные требования условий, которые ориентированы на конкретного исполнителя;
- в-седьмых, изменение условий осуществления государственных закупок после заключения контрактов по ним;
- в-восьмых, включение в документацию по конкурсам и аукционам требований, которые не предусматривается законодательством по отношению к участникам государственных закупок.