Принцип разделения властей — это концепция, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независящими друг от друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Особенности реализации принципа разделения властей в современной России
В 1993 году была принята российская Конституция, которая установила реализацию принципа разделения властей при осуществлении государственного и муниципального управления. В статье 10 российской Конституции установлено осуществление государственной власти самостоятельными органами законодательной, исполнительной, судебной власти. Действие этого принципа распространяется на Президента, Парламент, Правительство и судебные органы РФ.
В соответствии с принципом разделения властей на общефедеральном уровне законодательная власть реализуется Федеральным Собранием, то есть Парламентом, состоящем из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.
Осуществление исполнительной власти на территории страны возложено на российское правительство.
Осуществление судебной власти исполняется конституционными, гражданскими, административными, уголовными судами. Особое значение в системе судебной власти имеют следующие суды:
- во-первых, Конституционный Суд, это орган конституционного контроля, которая осуществляет самостоятельную независимую судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данный суд призван обеспечивать защиту конституционного строя, свобод и прав гражданина и человека и верховенство российской Конституции на территории страны;
- во-вторых, Верховный Суд, выступающий в качестве высшего судебного органа в системе гражданских, уголовных, административных дел общей юрисдикции;
- в-третьих, Высший Арбитражный Суд, выступающий в качестве высшего судебного органа, призванного разрешать экономические споры и иные дела, входящие в спектр полномочий арбитражных судов.
В соответствии с российской Конституцией Президент страны занимает особое место в системе государственного управления. Он является главой государства, но фактически не принадлежит ни к одной из ветвей власти. Задачи президента состоят в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления. Фактически российского Президента можно рассматривать как особую форму власти, призванную обеспечивать взаимодействие трех основных ветвей власти. На практике это возвышает президентскую власть над другими ветвями власти. Президент обособлен от исполнительной, законодательной и судебной властей. При этом следует признать, что Президент в качестве главы государства в определенной мере тяготеет к исполнительной ветви власти. Его полномочия сходны с полномочиями этой ветви власти, на него возложено руководство деятельностью центральных органов исполнительной власти государства.
Российская Конституция четко закрепляет за каждой ветвью власти определенный круг вопросов, компетенции и полномочий.
Сущность принципа разделения властей состоит в наделении каждой ветви власти системой сдержек и противовесов в отношении других ветвей власти.
Система сдержек подразумевает удержание органов власти, представляющих определенную ее ветвь, от выполнения каких-либо действий. Система противовесов представляет собой противодействие, конфронтацию, выражающуюся в ответной реакции на действия иного органа власти.
Проблема реализации принципа разделения властей в Российской Федерации
Основной проблемой реализации принципа разделения властей Российской Федерации является несоответствие фактического положения дел статьям, закрепленные в Конституции страны. Согласно российской Конституции каждый вид власти обладает самостоятельностью и абсолютной независимостью друг от друга. Это формирует основу конституционного строя российского государства. Однако на практике не все так однозначно.
Сложившаяся в России система государственного управления характеризуется явным преобладанием исполнительной власти. В пользу этого мнения свидетельствуют следующие факты:
- во-первых, верховенство Президента над ветвями власти при одновременном тяготении его к исполнительной ветви власти;
- во-вторых, законодательная власть частично представлена исполнительной властью, так как верхняя палата Парламента сформирована из представителей исполнительной власти регионального уровня;
- в-третьих, подготовку законопроектов, принимаемых законодательной властью, осуществляют должностные лица и органы исполнительной власти;
- в-четвертых, Президент имеет право вето в отношении принятых законодательной властью нормальных актов.
Исполнительная власть в определенной мере формирует законодательство, которая в силу своих полномочий она должна исполнять. Особый статус Президента России также обеспечивает ему доминирование над всеми ветвями власти.
Таким образом, имеет место существенная размытость полномочий и границ различных ветвей власти. Относительной самостоятельностью обладает судебная власть, однако и здесь проявляется влияние исполнительной власти. В частности, состав судей Конституционного и Верховного Судов формируется на основании представлений российского Президента.
На сегодняшний день реализация принципа разделения властей в России не может считаться полноценной. Специфика построения системы власти обеспечивает преобладающую роль Президента страны в государственном управлении, а также исполнительной власти на всех уровнях. Исполнительная власть проявляет свое действие, как в законодательной, так и в судебной ветви власти, что противоречит требованию самостоятельности ветвей власти и независимости их друг от друга. Полноценное разграничение ветвей власти возможно только при корректировке положений Конституции, относительно полномочий исполнительной власти, включая порядок формирования верхней палаты Парламента.