Административная реформа государственной службы – это совокупность решений, направленных на выстраивание новой парадигмы несения государственной службы с учетом требований современного демократического общества.
Цели и задачи административной реформы в системе государственной службы
На протяжении всего периода новейшей истории российского государства предпринимались меры по формированию современного механизма государственной службы, свободного от наследия советского чиновничества, отличающегося равнодушием к проблемам граждан, бюрократизмом, взяточничеством, свойством и родством.
Решение государственной власти в сфере административной реформы государственной службы направлены на достижение следующих результатов:
- во-первых, формирование профессиональных и высококвалифицированных государственных кадров;
- во-вторых, обеспечения привлекательности государственной службы за счет и в соответствии с провозглашенными принципами;
- в-третьих, формирование нового мышления в государственных служащих, ориентированного на обеспечение потребностей населения, служение ему.
Успешное проведение административной реформы требует усилий не только со стороны государственной власти, но и со стороны государственных служащих, которые должны понимать ее значение, принимать основные цели и задачи, поддерживать реализацию.
Особенности государственной службы в условиях административной реформы
Административной реформой предъявляются определенные требования к несению государственной службы на этапе ее осуществления.
Административная реформа государственной службы может быть успешно реализована только при наличии всесторонней поддержки этой реформы со стороны государственных служащих.
Как результат, государственная служба в условиях административной реформы требует от государственных служащих восприятие ее целей и задач, трансляции их в своей деятельности и популяризации у населения.
Государственные служащие должны информировать население о содержании и сущности административной реформы не только в смысле формального донесения сведений, но и посредством изменения своего поведения сообразно провозглашенным принципам реформы.
Поддержка населением административной реформы также является существенным фактором, способным оказать влияние на успешность этой реформы и достигнутые результаты.
Административная реформа является необходимым условием совершенствования государственной службы, особенно в условиях демократического общества. Однако ее проведение всегда стремится к трансформации уже сложившейся системы, поэтому может быть сопряжено с трудностями.
Принципиальные основы государственной службы в период административной реформы
Несение государственной службы в период административной реформы закладывает определенные принципиальные основы, призванные поддерживать цели проведения реформы. К числу таких принципиальных основ несения государственной службы в период административной реформы можно отнести следующие:
- во-первых, принцип открытости. Суть данного принципа состоит в том, что населению необходимо информировать о целях, задачах, направлениях и ходе административные реформы, а также достигнутых результатах. Кроме того, принцип открытости проявляется и по отношению к государственным служащим, которые должны осознавать и понимать сущность административной реформы, тем самым способствуя ее реализации;
- во-вторых, принцип гибкости. Суть данного принципа состоит в способности государственных служащих подстраиваться под цели и задачи административной реформы, менять свое поведение в соответствии с провозглашенными принципами этой реформы;
- в-третьих, принцип законности. Суть данного принципа состоит в том, что действия государственных служащих даже в переходный период административной реформы должны быть строго подчинены требованиям законодательства. Государственные служащие должны быть в курсе всех изменений законодательства и способны донести содержание этих изменений до населения;
- в-четвертых, принцип преемственности. Проведение административной реформы не должно сопровождаться увольнением государственных служащих в связи с их несоответствием новым требованиям системы государственной службы. Организаторы реформы должны обеспечить возможность данному виду служащих пройти обучения для повышения своего профессионального уровня согласно новым требованиям;
- в-пятых, принцип доступности государственной службы общественному контролю. Переходный период административной реформы создает возможности для злоупотреблений, обусловленных недостаточной информированностью сторон о произошедших изменениях. В связи с этим общественный контроль по отношению к государственным служащим в условиях проведения административной реформы должен усиливаться по сравнению с обычным общественным контролем. Государственные служащие должны способствовать проведению общественного контроля и ни в коем случае не препятствовать его мероприятиям;
- в-шестых, принцип защищенности государственных служащих от возможности неправомерного вмешательства в их служебную профессиональную деятельность. Административная реформа не должна способствовать формированию условий, когда государственные служащие не могут профессионально исполнять свои обязанности. Проведение административной реформы не является основанием для вмешательства в деятельность государственных служащих, если эта деятельность соответствует требованиям законодательства;
- в-седьмых, принцип единства организационных и правовых основ государственной службы, закрепляющих единый подход к проведению административной реформы. Государственные служащие в условиях проведения административной реформы должны иметь четкое представление о границах своей деятельности, направлениях реформирования и иных важных факторов, способных повлиять на результаты их деятельности.