Основы социально-управленческих отношений в российском обществе – это порядок осуществления социально-управленческих взаимодействий, обусловленных различными типами взаимоотношений между управляющим и управляемым субъектом, а также ответственным за это коллективом.
Специфика социальных отношений в системе управления
Социально-управленческие отношения или социальные отношения в системе управления представляют собой совокупность разнообразных связей, которые возникают между отдельными индивидами, их объединениями и группами, а также внутри этих объединений групп в ходе разработки, принятии и реализации управленческих решений, обеспечивающих устойчивость, динамизм и эффективность функционирования управляемого социального объекта.
Всю совокупность социально-управленческих отношений можно разделить на следующие группы:
- во-первых, отношения зависимости. Эти отношения являются следствием стремления к обладанию определенной ценностью. Формирование этих отношений обеспечивается не только вступлением индивидов в них, но и мотивами и действиями другого индивида. Социальная зависимость или вид социальных отношений, при которых для совершения социальных действий одним субъектом необходимо совершение социальных действий другим субъектом, способствующим определенной деятельности первого субъекта. При этом второй субъект является доминирующим, первый – зависимым;
- во-вторых, отношения господства, власти и подчинения. Эти отношения имеют распространение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в политической.
Характеристика типов социально-управленческих отношений в российском обществе
Социально-управленческие отношения делятся на следующие типы:
- во-первых, служебные отношения, которые являются максимально распространенным типом взаимоотношений людей в процессе управленческой деятельности. Такие отношения отличаются высокой степенью симметричности. Особенность этих отношений подразумевает наличие зависимости подчиненного от руководителя, обеспечивающей эффективное функционирование всей системы управления. В качестве основного признака служебных отношений можно обозначить наличие полномочий принятия решений относительно того, как и что должен делать подчиненный во время работы, устанавливать задания, которые он должен выполнять;
- во-вторых, функциональные отношения, которые строятся на отсутствии возможности у функционально-обусловливающего субъекта принимать решения относительно того, что должен делать функционально-зависимый субъект. Функционально-обуславливающий субъект оказывает помощь, дает советы, но не выдает распоряжений;
- в-третьих, технические отношения, обусловленные необходимостью взаимоотношений и взаимозависимости членов коллектива. На каждого члена коллектива возлагается выполнение своих функций и обеспечение четкого выполнения другими работниками их функций. Только это обеспечивает всесторонне согласованную эффективную деятельность;
- в-четвертых, информационные отношения, которые обусловлены односторонними и взаимосвязанными процессами информирования заинтересованных лиц о состоянии управляемого объекта, его динамике. Такая информация необходима для обеспечения возможности эффективного выполнения своих обязанностей;
- в-пятых, специализированные отношения, обусловленные разделением труда в управлении многосторонней деятельностью определенной системы, к примеру, хозяйствующего субъекта, региона, страны и так далее;
- в-шестых, иерархические отношения, обусловленные взаимодействием субъектов, находящихся на разных ступенях управленческой вертикали. Такие отношения подразумевают наличие отношений подчиненности между уровнями иерархии.
Также социально-управленческие отношения по такому критерию как характер взаимосвязи руководителя и подчиненного можно разделить на следующие типы:
- Бюрократические отношения, основу которых формируют административные иерархии. Наличие таких отношений подразумевает закрепление за каждым работником вполне конкретных функциональных обязанностей. Руководитель обеспечивает принятие решений, на подчиненных возлагается обязанность их исполнения в строгом соответствии с содержанием распоряжения. Контроль деятельности организации и персонала обеспечивается за счет отлаженной процедуры проверок. Исполнители несут ответственность за успешность выполнения тех или иных заданий и возможные провалы. Взаимоотношения руководства и подчиненных носит официальный характер, ограниченный чисто служебным содержанием;
- Патернализм, подразумевающий четко выраженную иерархичность отношений, в рамках которых «хозяин» наделен правом принятия единоличных и неоспоримых решений. Подчиненные обязаны проявлять лояльность по отношению к руководству, которое бдительно контролирует их деятельность, принимая на себя часть возложенных на них обязанностей. В такой системе социально-управленческих отношений ответственность за успех или провал возлагается на всех. Руководством активно поддерживается единство коллектива за счет личного влияния;
- Фратернализм, в основе которого находится сглаживание и смягчение иерархичности отношений. Большинство управленческих решений принимаются коллегиально по результатам коллективного обсуждения. На руководителя не возлагается роль «начальника» или «хозяина», он скорее выступает в качестве лидера. Подчиненные наделены достаточным уровнем самостоятельности, а совместная деятельность основана на взаимной помощи и поддержке, как со стороны руководителя, так и со стороны остальных сотрудников. Для таких коллективов и отношений характерны неформальные отношения;
- Партнерство, отличающееся практически полным отсутствием иерархических отношений. Основу принятия управленческих решений в этом случае составляет обсуждение, где каждый наделен правом внесения собственных предложений сообразно своей компетенции и квалификации. На руководство возлагается обязанность координации общих действий, а не указаний. Сотрудник ориентирован на выполнение определенных функций, в которые не вмешивается руководство. Для этой системы отношений не характерен текущий контроль.
В той или иной мере твсе эти отношения характерны для российского общества.