Состояние государственного управления в современной России
Основные тенденции развития государственного управления – это приоритетные направления преобразования механизма и методов публичного управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях для наиболее полного обеспечения демократических ценностей посредством удовлетворения потребностей населения, гарантирования прав личности, эффективного социально-экономического развития соответствующей территории и пр.
Управление представляет собой функцию системы, которая призвана обеспечить эффективное функционирование такой системы посредством координации, упорядочения функционирования отдельных элементов, как во внутренних отношениях, так и во взаимоотношениях с внешней средой.
Таким образом, государственное управление можно определить как организующее, упорядочивающее властное воздействие, реализуемое механизмом государственного управления и институтами гражданского общества, на общественные отношения для обеспечения политического, социально-экономического развития и прав личности.
Осуществление функций и задач государственного управления возложено на государственный механизм, а также должностных лиц и государственных служащих, обеспечивающих его работу. Иначе говоря, эффективность реализации государственного управления напрямую связана с эффективностью деятельности государственных служащих и должностных лиц и эффективностью организации и функционирования механизма государственного управления.
На современном этапе развития государственного управления в России выявился ряд проблем. Так, несмотря на перманентное административное реформирование с момента перестройки общественно-политической жизни страны и до сегодняшнего дня государственный аппарат необоснованно разросся, что в свою очередь, стало причиной его неэффективности:
- затраты на содержание разросшегося государственного аппарата неадекватны его функциям;
- с ростом численности государственных служащих объективно растет и число допускаемых государственными служащими ошибок в процессе реализации управленческой деятельности. Указанная проблема обостряется отсутствием высококвалифицированных управленцев и государственных служащих низшего звена. Проблема обеспечения качественного специального образования государственных служащих, их профессионального роста сохраняет свою актуальность.
Необходимо подчеркнуть, что совершенствование государственного управления в стране требует не только концептуальной научно-обоснованной разработки проблемы и выстраивания на научной основе подробного плана реформирования, но и поддержки активного гражданского общества, заинтересованности каждого члена общества в повышении эффективности функционирования механизма государственного управления. Кроме того, эффективность совершенствования государственного управления в немалой степени связана и с заинтересованностью самих гражданских служащих. Для этого необходимо проводить тщательный отбор среди кандидатов на должности государственной службы, обеспечивать их профессиональный рост и понимание ими карьерной лестницы при работе в конкретном органе публичного управления, создавать условия для личного, социального и профессионального развития.
Характеристика основных тенденций развития государственного управления в современной России
Сегодня процессы реформирования и развития государственного управления в России связаны с внедрением механизмов менеджмента из частной сферы. В числе основных тенденций развития государственного управления в современной России следует назвать формирование высокоэффективного, но малозатратного механизма государственного управления.
Использование в государственном управлении инструментов современного менеджмента и маркетинга позволяет организовать государственное управление следующим образом:
- возможность внедрения процедуры эффективного правового контроля над реализацией полномочий любым чиновником;
- возможность внедрения инструментов финансового контроля над расходованием бюджетных средств всеми элементами системы государственного управления;
- возможность эффективного общественного контроля, в том числе посредством привлечения институтов гражданского общества в процесс государственного управления;
- реализация контрольных процедур в отношении этической стороны действий государственных служащих и должностных лиц публичного управления.
Совершенствование государственного управления осуществляется по следующим направлениям:
- приоритетным направлением государственного управления сегодня становится финансовая сфера, происходит становление понимания важности общественных финансовых ресурсов и необходимость особого внимания к процессам их расходования. Иначе говоря, современное государственное управление должно быть эффективным не только с позиции обеспечения прав личности, но и с позиции эффективного расходования финансовых ресурсов населения;
- акцент в функционировании механизма публичного управления и входящих в него органов и должностных лиц, а также государственных служащих, обеспечивающих его работу, делается не столько на результативность, сколько на эффективность решения задач публичного управления – обеспечения благосостояния населения, реализации прав личности и пр.;
- подчеркивается служебная функция государственного управления: государство, учрежденный для реализации целей и задач государственного управления механизм функционируют с единственной целью обеспечить наиболее полно права личности и благосостояние общества в целом;
- повсеместно распространяется принцип конкуренции. Это касается и деятельности, и оценки эффективности государственных служащих, и участия государства в экономической деятельности (на внутригосударственном и международном рынке), где государство и учреждаемые им предприятия имеют равные права и равное положение с иными субъектами таких правоотношений.