Основные технологии подготовки государственных решений – это система инструментов разработки управленческих решений с целью преодоления проблем управления в конкретной сфере.
Подготовка государственного решения
Государственное решение, как и всякое управленческое решение, опосредует процессы подготовки, то есть разработки такого решения, выбора оптимального варианта решения и реализации выбранного варианта.
При этом с точки зрения процедуры организации принятия и реализации управленческих решений, принятие управленческого решения представляет собой результат осуществленного уполномоченным субъектом выбора механизма и инструментов разрешения управленческой проблемы. Таким образом, эффективность государственного решения напрямую связана с эффективностью механизма и инструментов его подготовки.
В теории публичного управления категория подготовки государственного решения рассматривается:
- в широком смысле, как разработка и реализация действий по преодолению управленческой проблемы;
- в узком смысле, как непосредственная управленческая деятельность по выработке и выбору наиболее приемлемого варианта преодоления проблемы управления.
При этом практика публичного управления широко критикуется в теории за использование устаревших технологий, не соответствующих современному уровню развития общественных отношений, в том числе их информатизации.
Указанное актуализирует для системы государственного управления освоение и внедрение новых технологий подготовки управленческих решений, которые бы позволили эффективно решать задачи управления во всех сферах общественной жизни.
Характеристика технологий подготовки государственных решений
В практике публичного управления разработано множество технологий разработки и утверждения государственных решений, однако в качестве основных методологических подходов можно выделить следующие:
- процессная технология. Указанная технология предполагает, что подготовка управленческого решения представляет собой непрерывный процесс взаимосвязанных стадий, в том числе таких, как постановка целей, планирование, прогнозирование изменений внутренней и внешней среды, организация управленческого воздействия для достижения поставленной цели, корректировка такого управленческого воздействия;
- ситуационная технология, согласно которой методы преодоления проблемы управления определяются исходя из конкретной ситуации. Здесь подготовка и выбор варианта государственного решения осуществляется исходя из конкретных характеристик внешней и внутренней среды и желаемого результата;
- системная технология. Использование этой технологии подразумевает исследование объекта управления как системы элементов, взаимосвязанных между собой, что, в свою очередь, предполагает, что для решения государственной проблемы необходимо применять системный подход, то есть одновременное воздействие на различные сферы управления для преодоления конкретной проблемы.
Сегодня наиболее востребованными технологиями являются системная и процессорная.
Характеристика системного подхода к подготовке государственного решения
Системный подход к подготовке государственных решений предполагает следующий алгоритм действий:
- мониторинг внутренней и внешней среды установления проблемных аспектов;
- анализ состояния проблемной сферы;
- определение целей и задач управленческого воздействия для преодоления негативного явления;
- установление параметров, по которым будет определяться эффективность достижения поставленной цели и решения поставленных задач;
- аккумуляция информации относительно имеющихся ресурсов, а также факторов, способных оказать влияние на эффективность реализации государственного решения;
- разработка нескольких вариантов государственного решения для преодоления выявленной проблемы;
- прогнозирование возможных вариантов развития ситуации при выборе конкретного варианта преодоления управленческой проблемы;
- выбор наилучшего варианта.
Процессорные технологии подготовки государственных решений
Процессорный подход к подготовке государственного решения предполагает использование следующих частных технологий:
- инициативно-целевая. Эта технология предполагает при подготовке решения определение целей и сроков его реализации, однако не требует определения ресурсного обеспечения достижения цели и определения методов и инструментов ее достижения. Такая технология опирается на самостоятельного руководителя и предполагает самоорганизацию исполнения, она может быть реализована только при наличии высокопрофессиональных руководителей с необходимым уровнем специальных знаний и практических навыков, которые способны самостоятельно разработать и организовать механизм преодоления проблемы управления;
- программно-целевая. Эта технология сегодня широко востребована в практике государственного управления в связи с ориентацией на переход на программно-целевое планирование. Названная технология при подготовке государственного решения предполагает мониторинг внешней и внутренней среды, определение проблемы, постановку цели и задач, определение ресурсной базы, ответственных субъектов и сроков реализации государственного решения. Этот подход также предполагает реализацию контрольных процедур на всех стадиях разработки и реализации государственного решения;
- регламентная. Рассматриваемая технология предполагает, что цель и задачи государственного управления определяются исходя из имеющихся ресурсов, инструментов и механизмов преодоления проблемы управления. Названная технология не позволяет четко определить сроки реализации цели.
Выбор конкретной технологии подготовки государственного решения должен производиться исходя из характеристик проблемы, имеющихся средств, ресурсов, в том числе временных, которые наличествуют или могут быть привлечены для решения проблемы управления.