Налог на землю – это предусмотренный действующим налоговым законодательством обязательный индивидуальные платеж в форме отчуждения денежных средств для обеспечения функционирования государственного и муниципального управления, взимаемый на безвозмездных условиях с физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности (другом вещном праве, предусмотренном законом) земельными участками.
Сущность налога на землю
Функционирование системы публичного управления для обеспечения прав личности и обеспечения социально-экономического развития государства и территории, в него входящих, обеспечивается посредством функционирования государственного и муниципального механизма власти. Содержание такого механизма и непосредственное решение функций и задач публичного управления требует финансового обеспечения. Такое финансовое обеспечение формируется за счет бюджетной системы страны, которая предполагает аккумулирование финансовых ресурсов в виде налоговых отчислений, платы за пользование имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, и пр. для обеспечения расходных обязательств бюджетов.
При этом объем и собираемость налоговых отчислений напрямую связана не только с эффективностью функционирования налоговой бюджетной систем, но и, прежде всего, с развитостью отечественной экономики, с активностью экономических субъектов. Поэтому для государства крайне важно обеспечить включение земельных ресурсов в экономический оборот их эффективное использование по назначению. Указанное позволит эффективно обеспечивать аккумуляцию ресурсов от налога на землю для решения задач публичного управления.
Правовое регулирование земельного налога
В современной России впервые плата за землю была введена законом 1991 г. о земельных платежах. Названный законодательный акт предусматривал налог, который взимался в виде платы за пользование землей.
Действующее налоговое регулирование предусматривает взимание земельного налога, порядок налогообложения определяется нормами главы 31 налогового законодательства, актами нормотворчества представительных органов муниципалитетов.
Налог на землю относится к числу муниципальных, поэтому отчисления направляются в бюджет по месту нахождения участка земли, который признан объектом налогообложения в соответствии с законодательством.
Объект налога на землю
Объектом налогообложения при расчете и уплате налога на землю выступают участки земли, которые расположены на территории муниципалитета, где введен соответствующий налог.
Налоговым законодательством в качестве объекта налогообложения предусматриваются участки земли, за исключением:
- тех, которые изъяты из оборота в соответствии с действующим отечественным законодательством;
- тех, которые ограничены в обороте, согласно действующему отечественному законодательству;
- тех, на которых располагаются особо значимые с культурной точки зрения объекты, например, ценные объекты культурного наследия народов России, историко-культурные заповедники и пр.;
- тех, которые входят в состав лесного фонда;
- тех, которые ограничены в обороте согласно действующему отечественному законодательству, потому что на них расположены водные объекты, находящиеся в собственности государства, входящие в водный фонд;
- тех, которые относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов.
Налоговая база налога на землю
Основы расчета налога на землю составляет кадастровая стоимость участка земли, который признан объектом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, регулирующим вопросы взимания налога на землю.
Итак, налоговую базу рассматриваемого налога составляет кадастровая стоимость, которая внесена в Единый реестр недвижимости на начало года.
Юридические лица как плательщики указанного налога определяют базу для его вычисления самостоятельно на основе сведений Единого реестра недвижимости. Для долевых собственников участка земли база для исчисления налога устанавливается для каждого собственника пропорционально его доле. Для лиц, в чьей совместной собственности находится участок земли, для исчисления налога база устанавливается для каждого из собственников в равных долях.
Ставки налога на землю
Федеральным налогам законодательством определяются границы налоговой ставки, которая может устанавливаться в местных актах нормотворчества. Так, в зависимости от вида участка земли ставка может достигать максимум 1,5%.
Так, ставка по рассматриваемому налогу не может превышать 0,3% в отношении участков земли:
- которые входят в состав земель сельскохозяйственного назначения или зоны сельскохозяйственного использования в поселениях и используется для производства сельскохозяйственной продукции;
- на которых располагается жилая недвижимость, объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
- которые приобретены для осуществления жилищного строительства. Исключение составляют те участки, которые приобретаются для индивидуального жилищного строительства и последующего использования в предпринимательских целях;
- которые используются для личного подсобного хозяйства, ведения садоводства или огородничества и при этом не используется в предпринимательских целях;
- которые ограничены в обороте для обеспечения нужд таможенного регулирования, обеспечения безопасности и обороны.
В отношении участков земли иных категорий ставка по рассматриваемому виду налога может составлять до полутора процентов.
Внутри предусмотренных федеральным законодательством рамок актами местного нормотворчества ставка может дифференцироваться исходя из категории земли или вида разрешенного использования.
Федеральным и местным законодательством предусматриваются льготные условия налогообложения участков земли, в частности посредством установления величины налогового вычета в отношении отдельных категорий плательщиков налогов.