Модель местного самоуправления в России – это порядок организации и определения полномочий муниципального образования Российской Федерации.
Сущность местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление представляет собой систему организации и функционирования населения, призванную обеспечить самостоятельность решения населением муниципального образования вопросов местного уровня, управления муниципальным имуществом в соответствии с интересами жителей определенной территории.
Местное самоуправление выступает в качестве одной из основ конституционного строя России, его признание осуществляется и гарантируется на уровне российской Конституции. Правовую базу местного самоуправления формирует положения российской Конституции, нормы и принципы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции и уставы, иные основные нормативные акты регионального уровня, уставы муниципальных образований, решения, принятые населением муниципального образования, другие муниципальные правовые акты.
Основная цель функционирования местного самоуправления состоит в обеспечении самостоятельности решения вопросов местного уровня населением муниципальных образований. Состав вопросов местного уровня определяется федеральным законодательством в соответствии с различными типами муниципальных образований.
Местное самоуправление может осуществляться населением непосредственно или через систему органов муниципального управления. Формы непосредственного осуществления населения местного самоуправления включают в себя:
- во-первых, местные референдумы;
- во-вторых, муниципальные выборы;
- в-третьих, сходы граждан;
- в-четвертых, правотворческие инициативы населения;
- в-пятых, публичные слушания и так далее.
Классификация моделей местного самоуправления
Различают несколько основных моделей организации местного самоуправления, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, сущностная модель местного самоуправления;
- во-вторых, функциональная модель местного самоуправления;
- в-третьих, организационно-структурная модель местного самоуправления;
- в-четвертых, материально-финансовая модель местного самоуправления;
- в-пятых, правовая модель местного самоуправления.
Для последнего времени характерно выделение еще одной модели самоуправления – территориальной. Между вышеперечисленными моделями существует взаимообусловленность, они подтверждены определенными конституционными нормами.
Характеристика сущностной модели местного самоуправления
Сущностная модель местного самоуправления основана на выборности и ответственности органов муниципального управления перед гражданами. Она формирует базу мирового и российского опыта развития муниципального управления. Такая модель выступает в качестве формы децентрализации государственной власти.
Основу местного самоуправления в Российской Федерации составляет административно-территориальное устройство российских регионов. Региональное законодательство определяет порядок образования, преобразования, объединения и упразднения муниципальных образований. Также регионы регулируют порядок установления и изменения границ муниципальных образований и их наименований.
Характеристика функциональной модели местного самоуправления
Функциональная модель местного самоуправления формируется под влиянием масштаба самоуправляющейся территории и иных объективных показателей, которые оказывают воздействие на состав вопросов местного значения, закрепляемых уставом муниципального образования. То есть на муниципальное образование в этих условиях возлагается полная ответственность за самостоятельное решение всех общественных задач, которые определены законом. Самостоятельность муниципальной власти в этом случае ограничивается лишь пределами ее полномочий.
Функциональная модель местного самоуправления подразделяется на различные виды. В основе выделения этих видов функциональной модели муниципального управления находится способ решения задач местного уровня. В соответствии с этим критерием выделяют следующие виды функциональной модели местного самоуправления:
- во-первых, модель, основанная на создании территориальных органов государственного управления регионального уровня, призванных осуществлять государственные полномочия на территориях муниципальных образований;
- во-вторых, модель, предусматривающая наделение органов муниципального управления определенными государственными полномочиями. Такой вариант модели применяется, к примеру, в Нижегородской области.
Характеристика материально-финансовой и других моделей местного самоуправления
Материально-финансовый вид модели местного самоуправления подразумевает включение в себя комплекса проблем, которые обусловлены управлением и распоряжением собственностью муниципального образования, финансовым положении муниципального образования.
В условиях типовой модели правового вида находится определенная иерархия, в рамках которой федеральное законодательство определяет порядок решения вопросов децентрализации и деконцентрации власти, земельных ресурсов, собственности, бюджетно-финансовой политики, закрепление функций и полномочий муниципального управления. Также на уровне федерального законодательства определяются сами понятия «муниципального управления», «муниципального образования» и так далее.
Основу института местного самоуправления в любой его модели составляет принцип децентрализации, само существование муниципальной власти выступает в качестве свидетельства реализации начал децентрализации. Отражением принципа деконцентрации власти является институт территориальных органов государственного управления регионального уровня, который действует в муниципальных образованиях.