Сущность отказа избирательной комиссии
Отказ избирательной комиссии – это избирательное действие, являющееся результатом оценки соответствия кандидата или списка кандидатов требованиям законодательства и выявившегося несоответствия.
Порядок отказа избирательной комиссии в регистрации списка кандидатов или отдельных кандидатов четко регламентируется федеральным законодательством. Причины отказа в регистрации установлены в закрытом перечне.
Данные избирательные действия могут оказывать существенное влияние на результаты выборов в связи, с чем предусмотрен механизм обжалования решения избирательной комиссии по отказу в регистрации кандидатов или их списков.
Причины отказа избирательной комиссии в регистрации отдельных кандидатов
Избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата по следующим причинам:
- выявление факта отсутствия избирательного права пассивного характера у кандидата;
- выявление факта несоблюдения требований, установленных федеральным законодательством по отношению к кандидатам;
- выявление факта нарушения требований порядка выдвижения кандидата политической партией;
- неполный комплект документов, необходимых для осуществления регистрации кандидата или списка кандидатов;
- нарушение оформления документов, необходимых для осуществления регистрации кандидата, выявленное на день, который предшествует заседанию избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов;
- отсутствие требуемых сведений в документах, необходимых для регистрации кандидата на день, который предшествует заседанию избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидатов;
- выявление факта наличия в подписях избирателей, которые необходимы для регистрации кандидата подписей, собранных в запрещенных для сбора местах в количестве, превышающем 10% от их общего числа. При необходимости представления в поддержку кандидата более 200 подписей и выявления 10% недостоверных из числа подписей, которые отобраны для проведения проверки, кандидату отказывают в регистрации;
- выявление факта нехватки достоверных подписей, необходимых для осуществления регистрации кандидата;
- непредставление сведений о судимости кандидата;
- отсутствие у кандидата избирательного фонда. При этом отсутствие средств в этом фонде не может считаться причиной для отказа в регистрации;
- выявление факта использования для проведения избирательной кампании кандидата средств, не входящих в состав избирательного фонда, в размере, превышающем 5% от допустимого расходования избирательного фонда;
- выявление факта превышения предельных размеров избирательного фонда более чем на 5%;
- установление в судебном порядке нарушения ограничений по агитации;
- установление факта неоднократного использования преимуществ служебного или должностного положения кандидата;
- регистрация кандидатов в нескольких избирательных округах в рамках одних и тех же выборов;
- установление в судебном порядке факта подкупом кандидатом избирателей. Аналогичное правило распространяется на уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам и иных лиц, действующих по поручению кандидата.
Причины отказа избирательной комиссии в регистрации списков кандидатов
Избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидатского списка по следующим причинам:
- нарушение требований, предъявляемых к порядку выдвижения списка кандидатов;
- неполный комплект документации, необходимой для осуществления регистрации списков кандидатов, в том числе по отдельным кандидатам;
- выявление нарушений в оформлении некоторых документов, необходимых для осуществления регистрации кандидатских списков, на день, который предшествует заседанию избирательной комиссии по регистрации кандидатских списков;
- выявление факта наличия в подписях избирателей, которые необходимы для регистрации кандидатского списка, подписей, собранных в запрещенных для сбора местах в количестве, превышающем 10% от их общего числа. При необходимости представления в поддержку кандидатского списка более 200 подписей и выявлении 10% недостоверных из числа подписей, которые отобраны для проведения проверки, списку отказывают в регистрации;
- сбор подписей в недостаточном количестве;
- нарушение требований относительно создания избирательного фонда;
- финансирование избирательной кампании за счет средств, не входящих в избирательный фонд, в размере, превышающем 5% от предельного норматива избирательного фонда;
- превышение предельной величины избирательного фонда более чем на 5%;
- установление в судебном порядке факта несоблюдения избирательными объединениями и отдельными кандидатами требований федерального законодательства;
- выявление факта неоднократного использование преимуществ служебного или должностного положения членами избирательных объединений или инициативных групп;
- выбытие кандидатов, приводящих к недостаточной численности их региональных групп;
- установление в судебном порядке фактов подкупа избирателей со стороны избирательного объединения, его доверенных лиц, уполномоченных представителей, иных лиц, которые действовали от лица избирательного объединения.
Последствия отказа избирательной комиссии
Прямым следствием отказа в регистрации избирательной комиссией является невозможность участия кандидата или списка кандидатов в выборах.
За лицами или избирательными объединениями, получившими отказ в регистрации от избирательной комиссии, сохраняется право на обжалование решения этой комиссии.
На подачу жалобы на действия избирательной комиссии в виде отказа от регистрации дается 10 дней с момента принятия решения об отказе. Исчисление указанного срока начинается с момента наступления события, то есть при принятии решения об отказе в регистрации на выборах 10 сентября срок подачи жалобы начинает исчисляться именно с этого дня и заканчивается 19 сентября. Указанный срок не может быть восстановлен.
Нарушение срока подачи жалобы лишает кандидата или избирательное объединение возможности опротестовать решение избирательной комиссии по отказу в регистрации.