Понятия и виды нарушений на муниципальных выборах
Нарушения на муниципальных выборах – это несоблюдение порядка осуществления выборов выборных должностных лиц муниципального образования, членов выборных органов муниципального управления, закрепленного законодательством.
В составе основных нарушений на муниципальных выборах можно выделить следующие:
- осуществление голосования за избирателей, которые не приняли реального участия в голосовании. Данное нарушение может осуществляться путем вброса избирательных бюллетеней в стационарные и переносные ящики для голосования без проставления подписи избирателей в списке или путем голосования за других лиц с проставлением подписей в списке избирателей;
- ошибки при подсчете голосов. Ошибки при подсчете могут быть случайного или преднамеренного характера. Причинами возникновения ошибок при подсчете голосов может являться злой умысел, неправильная сортировка бюллетеней, ошибки счета рассортированных пачек, арифметические ошибки и так далее;
- преднамеренное заполнение протокола об итогах голосования на муниципальных выборах недостоверными данными, не соответствующими результатам подсчета голосов и бюллетеней;
- перемещение избирательных бюллетеней за пределы помещения для голосования с целью подмены избирательных бюллетеней уже заполненными;
- нарушение принципа тайного голосования;
- нарушение принципа добровольности голосования посредством требования участия в голосовании;
- проведение агитации в последние сутки перед голосованием и во время голосования;
- принуждение к участию в голосовании за счет «обхода» избирателей.
Кроме того, нарушения на муниципальных выборах могут касаться технической и организационной части процедуры выборов, к примеру, в помещении для голосования может отсутствовать увеличенная форма протокола итогов голосования.
Все нарушения, допускаемые на муниципальных выборах, можно разделить на два класса:
- во-первых, существенные нарушения;
- во-вторых, несущественные нарушения.
Отличительными характеристиками существенных нарушений на муниципальных выборах являются следующие:
- во-первых, данные ошибки оказывают влияние на результаты голосования;
- во-вторых, данные ошибки не могут быть устранены по первому требованию лица, заметившего эти нарушения.
Порядок фиксации нарушений на муниципальных выборах
При выявление существенных нарушений на муниципальных выборах необходимо осуществлять их фиксацию в документальной форме. При выявлении нарушения следует выполнить такие действия, как:
- во-первых, уведомление председателя участковой комиссии, его заместителя и секретаря комиссии о наличии нарушения на муниципальных выборах;
- во-вторых, составление письменного заявления о нарушении на муниципальных выборах в двух экземплярах. Заявление может быть составлено в свободной форме, желательно, но необязательно, должно содержать ссылки на нарушенные статьи федеральных законов о выборах. Обязательной частью заявления является максимально подробное описание выявленного нарушения с указанием подтверждающих фактов. Заявление должно содержать дату, время, должности и фамилии лиц, информированных о нарушении и не устраняющих их. Заявление подписывается лицом, выявившим нарушение, с указанием даты подписания;
- в-третьих, при отсутствии реакции со стороны участковой комиссии на выявленные нарушения уведомление членов участковой комиссии о возможности обжалования нарушения в вышестоящей избирательной комиссии или суде;
- в-четвертых, заявление передается председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии. В соответствии с требованиями законодательства заявление по нарушениям на муниципальных выборах в обязательном порядке подлежат рассмотрению участковой комиссии, приложению к протоколу об итогах голосования и передаче вместе с этим протоколом вышестоящей избирательной комиссии;
- в-пятых, при отказе членов участковой комиссии от принятия заявления на заявлении указывается словосочетание «Председатель УИК отказался принять заявление», после чего заявление передается вышестоящей избирательной комиссии, то есть территориальной.
Для участия в фиксации нарушений на муниципальных выборах следует иметь при себе:
- документы, удостоверяющие личность;
- правильно оформленное направление для наблюдения на муниципальных выборах;
- памятку относительно действий при выявлении нарушений на муниципальных выборах;
- бланки заявлений о нарушениях на выборах или чистые листы бумаги формата А4;
- нагрудный знак наблюдателя;
- блокнот и ручку;
- контактные телефоны территориальной избирательной комиссии.
Ответственность за нарушения на муниципальных выборах
Нарушение прав наблюдателей за ходом муниципальных выборов подлежит административной ответственности. Административное наказание в виде штрафа устанавливается статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также этим Кодексом установлена ответственность за несвоевременное или полное непредоставление сведений об итогах голосования таким категориям лиц, как наблюдатели, избиратели, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, международные наблюдатели, представителей средств массовой информации.
Также административное законодательство предусматривает ответственность за иные нарушения при подведении итогов голосования на муниципальных выборах.
Ряд серьезных нарушений на муниципальных выборах влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со статьями 141, 142 142.1 Уголовного кодекса России. К таким видам нарушений относятся: нарушение тайны голосования, воспрепятствование избирателям в осуществлении их прав, фальсификация результатов выборов и так далее.