Значение системы оповещения и информирования населения
Государство выступает гарантом защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций. В систему защиты населения от чрезвычайных ситуаций входят разнообразные мероприятия, в том числе обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о потенциальной или возникшей опасности.
Оповещение населения осуществляется в двух направлениях:
- во-первых, обеспечение своевременного предупреждения населения о возникшей или надвигающейся опасности;
- во-вторых, информирование населения о сложившейся обстановке и особенности его поведения в условиях опасности.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайной ситуации, как правило, осуществляется посредством передачи коротких информационных сообщений через электронные средства массовой информации.
Задача оповещения населения о потенциальной угрозе или возникшей чрезвычайной ситуации возложена на соответствующий орган управления исполнительного характера, призванный в кратчайшие сроки обеспечить распространение установленных сигналов, информации и распоряжений.
Организационные аспекты оповещения населения
При возникновении угроз населению различного характера осуществляется организация оповещения должностных лиц единой государственной системы, занятой предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Для осуществления оповещения привлекаются подразделения автоматизированных систем связи, действующие в системе централизованного оповещения.
Под региональной автоматизированной системой централизованного оповещения понимают совокупность сил и технических средств оповещения, предназначенных для доведения сигналов и информации от центров Министерства чрезвычайных ситуаций регионального уровня до органов, находящихся в их подчинении, ответственных за решение задач гражданской обороны, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Также для оповещения населения используются сети проводного вещания, радиовещания и телевизионного вещания, средства общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, подвижные пункты оповещения, посыльные, направляемые жилищно-эксплуатационными органами и организациями.
Для передачи сигналов оповещения населения и коротких сообщений информационного характера существует внеочередной порядок на всех средствах массовой информации и связи.
Привлечение внимания граждан перед речевой частью информации о чрезвычайных ситуациях обеспечивается включением электросирен на 3 минуты, представляющих собой передачу сигнала предупредительного характера «Внимание всем!». Данный сигнал должен восприниматься населением как обязанность включения приемников проводного вещания, радиовещания и телевизионного вещания, способных принимать экстренные сообщения. Передача такого сигнала выступает в качестве распоряжения о приведении в состояние готовности к передаче информационных сообщений всех расположенных на оповещаемой территории средств связи и наружной звукофикации.
Передача речевой информации оповещения осуществляется для населения с перерывами, длительность которых не может превышать 5 минут. При необходимости речевые сообщения повторяются два или три раза.
Работу системы оповещения населения можно представить в виде следующих этапов:
- включение сирен, расположенных в жилых и административных зданиях;
- сообщение гражданам с помощью громкоговорителей и радиоточек о действиях, которые необходимо предпринять в связи со сложившейся ситуацией;
- задействование автомобилей, оборудованных системой громкоговорящей связи при отсутствии громкоговорителей и радиоточек;
- трансляция информации о содержании дальнейших действий после сигнала «Внимание всем!»;
- трансляция информации оповещения на всех панелях, информационных стендах в местах массового скопления людей;
- информирование населения об угрозе посредством смс-сообщений.
Осуществление оповещения населения выполняется централизованным способом на территории всего населенного пункта в едином порядке и с одинаковым содержанием речевых сообщений. Информирование населения о начале эвакуации осуществляется руководителями хозяйствующих субъектов и руководством органов жилищно-эксплуатационного характера.
Особенности организации информирования населения
Основными требованиями к информированию населения о потенциальных или возникших угрозах являются требования достоверности и объективности, исключающие искажение информации, распространение ложных слухов и домыслов, а также возникновение паники.
Для информационного обеспечения населения органы оперативного информирования используют автомобили, оборудованные средствами громкоговорящей связи, радиовещательные и иные средства информирования относительно сложившейся обстановки и содержания порядка дальнейших действий.
Ответственные работники органов управления исполнительного и законодательного характера формируют информационную группу в составе 3 человек с целью выяснения проблемных вопросов, нужд пострадавших и организации процесса доведения оперативной информации до населения. Информирование населения осуществляется в разрезе следующих направлений:
- во-первых, относительно сложившейся обстановки и предпринятых мер обеспечения безопасности;
- во-вторых, относительно возможности обеспечения питанием, водой, предметами первой необходимости;
- в-третьих, относительно места размещения пунктов медицинской помощи и медицинских учреждений;
- в-четвертых, относительно порядка обеспечения услугами коммунально-бытового характера.
Для организации информационного центра привлекаются все средства массовой информации, определяется периодичность информирования граждан, создаются справочно-информационные службы.