Характеристика общего подхода к организации местной власти в СССР
Начало советской власти ознаменовалось стремлением Советов депутатов к смещению органов местного самоуправления или полному подчинению их контролю государства. После Октябрьской революции 1917 года органы городского и земского самоуправления постепенно были заменены на Советы депутатов.
Конституцией РСФСР 1918 года был провозглашен принцип единства Советов, выступающих в качестве органов государственного управления на всех уровнях управления.
При этом практически реализовалось противоречие идеи организации местного самоуправления, основанной на определенной степени децентрализации власти, самостоятельности органов местного самоуправления и их независимости, с пролетарской диктатурой, направленной на полную централизацию государственного управления.
Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, разграничила местные органы государственной власти на следующие разновидности: областные, окружные или губернские, районные или уездные и волостные съезды Советов, сельские и городские Советы, исполнительные комитеты, которые избирались на съездах Советов. В основу формирования местных органов государственного управления Советского Союза Конституцией СССР было заложено всеобщее, прямое, равное избирательное право, реализуемое посредством тайного голосования.
В силу значительности территории советского государства местные Советы представляли собой самую многочисленную группу органов государственного управления. Их число превышало 50000 единиц на территории Советского Союза, а на территории РСФСР –28000 единиц.
Особенностью членства в местных Советах являлось то, что депутаты были обязаны осуществлять свои полномочия, продолжая свою основную работу или службу. При осуществлении деятельности депутаты должны были преследовать общественные интересы, ориентироваться на запросы населения, которое их избирало, обеспечивать воплощение в жизнь наказов избирателей.
Численность депутатов, входящих в состав Советов, различалась в зависимости от типа муниципального образования. Так, число депутатов поселковых и сельских советов составляло около 50, районных – до 75, городских – до 200 депутатов.
Советы наделялись полномочиями изначально только на 2 года, однако впоследствии срок полномочий увеличился до двух с половиной лет, а затем и до 5 лет.
Общие принципы организации местного управление в СССР
Основы построения системы Советов как органов государственного управления местного уровня составлял принцип демократического централизма. Реализация этого принципа подразумевала главенство вышестоящих Советов над деятельностью нижестоящих органов государственного управления, в отношении которых первыми осуществлялось руководство. Вышестоящие Советы наделялись правом отмены решений нижестоящих Советов, если они противоречили законодательству. Нижестоящие Советы находились в полном причинении и были полностью подотчетные вышестоящим Советам.
Также при организации местного самоуправления реализовался принцип двойственности управления. Различные исполнительные комитеты, отделы управления находились в подчинении местных Советов, осуществлявших их формирования, но при этом были подотчетны и вышестоящим Советам.
Общее руководство деятельностью Советов любого уровня осуществляла Партия.
Порядок деятельности Советов в СССР
Формой реализации своих компетенций для Советов являлись сессии. Проведение сессии местного Совета осуществлялось обычно не чаще одного раза в год.
С целью организации решения практических вопросов жизнедеятельности муниципальных образований Совет осуществлял избрание из числа входящих в него депутатов коллегиального исполнительного органа, именуемого исполнительным комитетом, включая его председатели и заместителей. Исполнительный комитет в полном составе был подотчетен Совету, сформировавшему его.
Советом депутатов осуществлялось формирование постоянных комиссий, в задачи которых входило предварительное рассмотрение вопросов, предполагаемых к вынесению на сессию. Исполком осуществляли разработку проектов решений и бюджетов, в которые депутаты на сессиях могли вносить необходимые поправки. Помимо этого избранные депутаты осуществляли свою деятельность на местах, то есть в пределах своих избирательных округов.
В практике местного управления существовала система наказов, содержащая указания избирателей своим депутатам. Депутаты, утратившие доверие населения, могли быть отозваны. Депутаты были подчинены и подотчетны своим избирателям и тем трудовым коллективам, которые выдвигали их в кандидаты.
Существующую систему Советов с формальной точки зрения можно было обозначить как демократичную. Однако на практике выборы носили безальтернативный характер, по избирательным округам выдвигалась кандидатура единственного претендента, получившая однозначное одобрение Партий. Существовали негласные, но вполне жесткие требования по формированию составов Советов: в обязательном порядке соблюдались пропорции избрания депутатов из числа:
- мужчин и женщин,
- рабочих, крестьян и интеллигенции,
- коммунистов, комсомольцев и беспартийных.
Формирование практической политики деятельности местных Советов практически полностью находилось в руках определенных партийной групп, образованных депутатами-коммунистами, исполняющими волю городских и районных партийных органов.
Фактически на практике существовали определенные сценарии каждой сессии Совета любого уровня. Как результат, систему местного управления в СССР нельзя признать ни самостоятельной, ни народной.
1980-е годы ознаменовались попытками улучшения организационной структуры Советов. В этот период формирование было осуществлено Президиума местных Советов, выборы председателей, которые наделялись некоторыми полномочиями исполнительных комитетов.
Однако даже эти попытки не давали возможности признать наличие местного самоуправления в СССР.