Организация деятельности муниципальной власти – это совокупность действий по формированию органов муниципального управления и обеспечению их функционирования для достижения целей муниципального управления.
Организационные основы деятельности муниципальной власти
На организацию муниципальной власти оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две группы:
Внешние факторы, к числу которых относятся:
- численность населения и вид муниципального образования;
- требования рынка;
- цели развития муниципального образования;
- применяемые методы управления муниципальным образованием;
- специфика управляемого объекта и так далее.
Внутренние факторы, которые оказывают прямое влияние на структуру органов муниципального управления. К числу таких факторов относятся следующие:
- кадровый состав муниципальных служащих;
- применяемая технология управления;
- специфика организации труда муниципальных служащих и так далее.
В основе построения деятельности органов муниципальные власти находится ряд принципов, к числу которых относятся:
- Принцип направленности на достижение цели. Все органы муниципальной власти должны быть подчинены цели обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, при этом каждый отдельный орган муниципальной власти должен решать комплекс поставленных перед ним задач, которые в свою очередь, должны быть сбалансированы с задачами других органов муниципальной власти и подчинены общей цели;
- Принцип перспективности. Органы муниципальной власти при решении оперативных вопросов должны учитывать содержание стратегии развития муниципального образования в социально-экономическом плане. Реализация этого принципа требует выделения блоков стратегического и оперативного управления в плане социально-экономического развития муниципалитета. Оперативное управление, как правило, находится в компетенции органов муниципальной власти исполнительного значения, в то время как стратегией развития муниципального образования занимаются органы муниципальной власти представительного характера;
- Принцип адаптивности или способности к развитию. Муниципальное образование существует в условиях постоянного изменения внутренних и внешних факторов их развития. Обеспечение сбалансированности развития муниципального образования требует его способности приспосабливаться к этим меняющимся условиям, вносить корректировки в стратегию развития муниципалитета. Реализация принципа адаптивности обеспечивается за счет периодического пересмотра структуры органов муниципальной власти, их задач и функций, а также создания органов муниципальной власти, действующих на временной основе в определенные периоды развития муниципалитета;
- Принцип комплексности. Организация деятельности муниципальной власти требует учета возможности обеспечения всех этапов управления, в том числе аналитического, суть которого сводится к анализу проблем, поиску возможных способов решения этих проблем, этапа постановки задач, который направлен на установление приоритетов деятельности органов муниципальной власти, этапа принятия управленческих решений, подразумевающего выбор алгоритма решения и технологии решения задачи, определение результатов на конечном и промежуточных этапах, этапа исполнения решения, состоящего в осуществлении конкретной деятельности, направленной на реализацию принятого управленческого решения, этапа оценки результатов, состоящего в анализе достигнутого результата и обеспечении основы для нового аналитического этапа и цикла управления. Комплексность организации деятельности муниципальной власти требуют учитывать целостность конкретных ее функций. Важность этого принципа возрастает в условиях разведения решения задач между отдельными органами муниципальной власти, которые должны действовать согласованно для достижения идеального конечного результата;
- Принцип индивидуализации. При организации деятельности муниципальной власти следует учитывать особенности конкретного муниципального образования, в том числе исторические и местные традиции, тип муниципального образования и иные характеристики;
- Принцип экономичности. Организация деятельности муниципальной власти должна быть ориентирована на эффективность и рациональность осуществления процесса муниципального управления при минимальных затратах. Процесс организации деятельности муниципальной власти требует оценки функционирования действующих органов муниципальной власти, их возможных изменений и путей повышения ее результативности.
Распределение задач в системе муниципальной власти
Органы муниципальной власти должны осуществлять свою деятельность в рамках единой цели развития муниципалитета, однако при этом перед каждым органом муниципальной власти находится свой комплекс задач, который вписывается в общую систему функционирования власти на местном уровне.
Одна из основных целей организации муниципальной власти подразумевает полноценность охвата всех тех задач, которые стоят перед муниципальными органами власти.
Весь комплекс задач в муниципальной власти должен распределяться между органами муниципального управления в соответствии с определенными критериями. Так, в основе распределения задач могут находиться группы объектов, в отношении которых осуществляется муниципальное управление, к примеру, жилищное строительство, культура, медицина, образования и так далее. Также задачи управления на муниципальном уровне могут распределяться по функциональному признаку, в рамках которого выделяют муниципальное управление финансами, правовым обеспечением, имуществом и так далее. Еще одним вариантом распределения задач в муниципальной власти является территориальный признак, которые применяется в городах, имеющих внутригородское деление, а также в городских округах.