Стратегия развития образовательного учреждения – это система мер управления образовательным учреждением, ориентированная на достижение долгосрочных целей и приоритетов, а также развитие отдельных направлений образовательного процесса и учреждения.
Сущность и назначение стратегии развития образовательного учреждения
В современным обществе стратегия выступает в качестве сложного и потенциально мощного орудия управленческой деятельности. Стратегия обеспечивает современным образовательным учреждениям возможность подстроиться под постоянно меняющиеся обстоятельства или противодействовать им. При этом стратегическое управление является достаточно дорогим инструментом, сложным во внедрении. Однако его высокая сложность и стоимость окупаются достигаемыми результатами.
Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения целей управления образовательным учреждением в соответствии с выбранными критериями и эффективным распределением ресурсов.
Стратегия представляет собой набор правил, применяемых при принятии управленческих решений образовательным учреждением.
Стратегия образовательного учреждения должна отвечать следующим требованиям:
- во-первых, устанавливать четкую цель, результат, который требуется достигнуть;
- во-вторых, обеспечивать сохранение инициативы;
- в-третьих, акцентировать усилия в нужные моменты времени;
- в-четвертых, отличаться эластичностью, позволяющей достигать максимального результата при минимальном количестве ресурсов;
- в-пятых, обеспечивать скоординированность действий;
- в-шестых, корректно расписывать определенные операции;
- в-седьмых, обеспечивать гарантированность ресурсов.
Современные образовательные учреждения нуждаются в разработке стратегии своего развития, позволяющей им соответствовать современным требованиям к функционированию образовательных учреждений.
Механизм разработки стратегии образовательного учреждения
Разработка стратегии развития образовательного учреждения предполагает анализ сложившейся условий, к числу которых относятся:
- во-первых, анализ возможностей и тенденций развития бюджетного и коммерческого спроса на образовательные услуги;
- во-вторых, анализ возможностей интеграции образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями и системами;
- в-третьих, анализ возможностей вертикальной интеграции с другими субъектами образовательной деятельности в лице разработчиков, заказчиков, посредников, потребителей образовательных услуг;
- в-четвертых, анализ состояния и перспектив развития профессионального потенциала и управления образовательным учреждением.
Специфика современного существования множества российских образовательных учреждений состоит в отсутствии взаимосвязи с потребителями и заказчиками, отсутствии ориентированности на рынок труда. Многие учебные заведения продолжают активную подготовку специалистов, которыми уже перенасыщен рынок, в то время как многие востребованные специальности не подкреплены соответствующим предложением образовательных учреждений вследствие их новизны и неповоротливости образовательной системы.
При формировании стратегии развития образовательных учреждений необходимо преодолевать замкнутость характера этих учреждений, ориентировать изменения с учетом внешних факторов.
При формировании стратегии развития образовательного учреждения целесообразно использовать следующие модели:
- во-первых, модель развития, сочетающая инновационное давление и внутреннее саморазвитие образовательного учреждения;
- во-вторых, модель развития, основанная на способности образовательного учреждения к преобразованию в соответствии с его внутренними потребностями;
- в-третьих, модель развития, отвечающая внешним запросам общества к системе образования.
При разработке стратегии развития образовательного учреждения необходимо учитывать следующие предпосылки:
- во-первых, перепроизводство, обусловленное перенасыщением рынка предложением отдельных образовательных услуг;
- во-вторых, требовательность подразумевающая повышение запросов граждан к качеству образовательных услуг;
- в-третьих, инновационность, требующая увеличения количества задействованных в образовательном процессе технических средств;
- в-четвертых, динамичность, подразумевающая обеспечение высокого качества обслуживания потребителей, оперативного реагирования на появление новых условий или изменение прежних;
- в-пятых, диверсификация, подразумевающая расширение спроса на уровни и виды образовательных услуг;
- в-шестых, дифференциация, выражающаяся в нарастании разнообразия потребностей граждан в образовательных услугах, необходимости расширения их ассортимента;
- в-седьмых, конкуренция, выражающаяся в борьбе образовательного учреждения за место на рынке;
- в-восьмых, люмпенизация, выражающаяся в росте безработицы населения и доли лиц, имеющих низкий уровень дохода;
- в-девятых, интервенция, выражающаяся в международной конкуренции со стороны крупных зарубежных образовательных учреждений;
- в-десятых, аритмия спроса, выражающаяся в высокой динамике спроса на образовательные услуги.
Стратегия развития образовательного учреждения должна учитывать следующие аспекты:
- обеспечение возможности каждому человеку выбирать образовательные траектории в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;
- учет потребностей рынка в подготовке мобильных, ориентированных на рынок специалистов;
- создание условий для формирования демократии в деятельности образовательных учреждений, разрабатывающих собственные образовательные программы, обладающие уникальностью.
Стратегия развития образовательного учреждения должна обеспечивать ему возможность выделяться среди других образовательных учреждений, соответствовать заявленным целям развития, формировать будущее образовательного учреждения.