Организационно-правовые проблемы местного самоуправления – это проблемы организации муниципального управления, обусловленные как спецификой муниципального образования, так и недостатками в разграничении полномочий федеральных, региональных и муниципальных властей.
Причины организационно-правовых проблем местного самоуправления
В настоящее время Россия характеризуется недостаточным развитием институтов гражданского общества, которые в полной мере могли бы организовать эффективный контроль за действиями государственной и муниципальной власти. На законодательном уровне требуется восполнение этого пробела за счет формирования правового механизма, позволяющего осуществлять контроль за деятельностью публичной власти на любом уровне, в том числе на муниципальном.
Наибольший объем нагрузки по организации муниципального управления, как это ни парадоксально, ложится на региональные власти. Федеральное Правительство максимально старается дистанцироваться от этого процесса, органы муниципального управления в этом смысле также несут небольшую нагрузку.
Не всегда региональные и муниципальные органы власти, их должностные лица обладают достаточной квалификацией для оптимального разграничения компетенций между собой. Действия этих органов власти не всегда имеют согласованный характер в силу объективных причин, к числу которых относятся следующие:
- процесс создания, определения и утверждения структуры органов муниципального управления зачастую носит спонтанный и субъективный характер, обусловленный представлением об этом органов регионального управления и муниципальных должностных лиц;
- властная система конструируется без реализации научного подхода к этому процессу. Решение проблемы организации муниципальной власти основывается на эмпирическом опыте, особенно в части взаимодействия с другими уровнями власти и политическими силами;
- юридические процедуры формирования системы муниципального управления не отличаются разработанностью.
Проблемы правового регулирования муниципального управления
Правовая база функционирования муниципальной власти считается достаточно разработанной. На федеральном уровне ее основу составляет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон стал определенным прорывом в регулировании муниципального управления. Помимо этого, нормативная база муниципального управления пополняется соответствующими актами на региональном и муниципальном уровне.
При этом действующая правовая база муниципального управления обладает рядом недостатков. В частности, Федеральный закон о местном самоуправлении не в полной мере учитывает возможное многообразие факторов и условий, обеспечивающих функционирование муниципального управления, он недостаточно гибок. Помимо этого в законе есть некоторые пробелы и внутренние противоречия. Характерны для данного нормативного акта и противоречия по отношению к иным федеральным законам.
Также существенным недостатком правовой базы муниципального управления является регулярное внесение изменений в нормативные акты по данному направлению, усугубляемое отсутствием системного характера этих изменений.
Нежизнеспособность муниципальных образований
Одной из значимых проблем муниципального управления на сегодняшний момент является наличие множества нежизнеспособных муниципальных образований. У этих муниципальных образований нет предпосылок в материальном, финансовом или кадром плане для обеспечения муниципального управления. Возможность упразднения таких поселений, если численность населения составляет менее 100 человек, а само поселение находится на территории, характеризующейся низкой плотностью населения, или в труднодоступной местности, не решает проблему в полном объеме.
Декларативность приближенности муниципальной власти к населению
Муниципальная власть призвана обеспечить наиболее эффективное решение проблем населения конкретного муниципального образования в связи с тем, что она отличается высоким уровнем приближенности к населению, а, следовательно, может более полно осознавать наиболее значимые проблемы этого населения.
На практике этот принцип реализуется далеко не в полной мере. Представители муниципальной власти зачастую оказываются гораздо дальше от своих граждан, чем федеральные и региональные власти. Чиновники местного уровня не всегда ориентированы на решение проблем населения муниципального образования, зачастую их задачи сводятся к формальному исполнению своих обязанностей при минимальных эмоциональных, финансовых и иных затратах.
Часто гражданам приходится обращаться к высшим органам власти, в том числе к российскому Президенту, для решения локальных проблем, на которые органы муниципальной власти не обращает никакого внимания. Довольно часто только вмешательство федеральных властей обеспечивает более или менее эффективные действия муниципальных органов власти.
Производной проблемой этой ситуации является бюрократизм муниципальных властей, который характеризуется формальным подходом к решению задач муниципальной власти, затягиванием сроков решения задач, увеличением требований к населению муниципального образования при обращении у муниципальным властям.
Финансовая несостоятельность муниципальных властей
Еще одной значимой организационно-правовой проблемой муниципальной власти является недостаток финансовых средств, необходимых для решения местных проблем.
Доходы муниципальных бюджетов абсолютно не покрывает необходимых расходов муниципальных образований, все муниципальные образования находятся в дотационном положении, однако и получение средств от федеральных и региональных властей не всегда обеспечивает все нужды муниципального образования.
Проблема усугубляется злоупотреблениями муниципальных властей в сфере распределения финансов муниципальных бюджетов, искусственным завышением расценок на муниципальные заказы и т. д.