Организационная структура государственного управления – это упорядоченная система элементов государственного механизма, связанных между собой в порядке субординации и координации для обеспечения решения задач публичного управления.
Понятие и значение организационной структуры государственного управления
Государственное управление может рассматриваться как:
- основная функция государства;
- система управленческих процессов, обеспечивающих решение управленческих задач;
- деятельность должностных лиц и функционирование органов государственного управления, направленные на решение задач публичного управления и др.
Любое из указанных определений государственного управления предполагает упорядочение управленческих отношений внутри системы государственного управления для обеспечения эффективности управленческих процессов.
Указанное позволяет рассматривать организационную структуру государственного управления как систему упорядоченных элементов государственного механизм, которые связаны отношениями субординации и координации для эффективного решения задач публичного управления.
Системообразующим элементом в любой системе государственного управления выступает государственный орган, функционированием которого и обеспечивается управляющее воздействие на общественные отношения.
Итак, государственный орган или орган государственного управления представляет собой относительно обособленный, самостоятельный элемент организационной структуры государственного управления, который учреждается для реализации функций публичного управления на конкретной территории, в конкретной сфере и пр.
Здесь необходимо отметить, что государственный орган по своей природе отличается от государственных предприятий, учреждений, организаций:
- государственные предприятия – это субъекты, реализующие экономическую деятельность, за счет имущества государства, переданного на ограниченном вещном праве;
- государственные учреждения предоставляют социальные и иные услуги;
- государственные организации решают организационные задачи в отдельных социальных сферах.
Таким образом, государственные организации, учреждения, предприятия в отличие от государственных органов не разрабатывают и не осуществляют управленческие решения, а предоставляют социально значимый продукт населению.
Характеристика элементов организационной структуры государственного управления
Итак, организационная структура государственного управления представляет собой систему взаимоотношений субъектов государственного управления для решения задач публичного управления. Все элементы организационной структуры государственного управления характеризуется рядом общих черт:
- они выражают волю народа, отдельного социального класса или социальной группы. В демократическом государстве процесс управления складывается из диалога представителей различных социальных групп, классов, населения в целом для решения общезначимых государственных задач;
- системная организация предполагает, что элементы взаимосвязаны, взаимозависимы;
- элементы организационной структуры государственного управления могут реализовывать управленческие функции в отдельной сфере или решать общенациональные задачи. При этом необходимо подчеркнуть, что все элементы осуществляют организационные функции: прогностическую деятельность, планирование, контроль и др.;
- все элементы имеют внутреннюю организационную структуру, которая обусловлена выполняемыми ими функциями и задачами публичного управления;
- место каждого элемента в системе обусловлено отношениями субординации и координации, обеспечивающими оптимальное распределение функций внутри системы государственного управления.
Подсистемы организационной структуры государственного управления
Элементы организационной структуры государственного управления, несмотря на свое разнообразие, могут быть объединены в подсистемы. Такие подсистемы характеризуются следующими специфическими чертами:
- отдельную подсистему образуют органы государственного управления, компетенция которых определена общей характеристикой, например, сферой управления, функцией публичного управления, территорией и пр.;
- между органами государственного управления, образующими подсистему в организационной структуре, складываются прямые структурно-функциональные связи;
- внутри подсистемы в организационной структуре государственного управления складываются собственная обособленная система взаимосвязей;
- подсистема характеризуется относительной устойчивостью, постоянством функционирования.
Организационная структура государственного управления включает подсистемы, выделяемые:
- По горизонтали. Так, например, по функции публичного управления можно выделить законодательную, исполнительную и судебную подсистемы государственного управления. Непосредственно государственное управление реализуется функционированием органов исполнительной власти. Это наиболее сложно устроенная разнообразная подсистема государственного механизма, которой обеспечивается управленческое воздействие на правоотношения во всех сферах;
- По вертикали. Так, например, выделяют органы федерального управления, регионального управления, местного самоуправления. Необходимо отметить, что подсистема местного самоуправления характеризуется относительной самостоятельностью, обособленностью: вопросы местного значения решаются самостоятельно местным сообществом в рамках, установленных федеральным законодательством.
Важно подчеркнуть, что, как и всякая система, система государственного управления меняется, развивается и для оптимального распределения функций и задач между элементами организационной структуры государственного управления важно учитывать социальные запросы, специфику состояния объекта управления и пр. Именно поэтому система государственного управления реформируется для повышения эффективности.