Организационная структура городской администрации – это состав организационных единиц, ступеней и звеньев, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности, имеющих определенные права и обязанности и реализующих целевые функции муниципального управления городом.
Основа и факторы построения городской администрации
Под структурой городской администрации следует понимать динамичную систему, подвергающуюся новациям под влиянием изменений задач развития муниципального образования, условий жизнедеятельности населения, иных факторов.
В основе построения структуры городской администрации находится принцип соответствия субъекта и объекта управления. Таким образом, построение системы городской администрации находится под влиянием основных параметров муниципального образования, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, величину и состав территории муниципального образования;
- во-вторых, социально-демографические характеристики населения муниципального образования;
- в-третьих, численность населения муниципального образования;
- в-четвертых, состав муниципального имущества;
- в-пятых, состав и структуру муниципального хозяйства;
- в-шестых, структуру экономики муниципального образования и так далее.
Также к числу факторов, влияющих на формирование организационной структуры городской администрации, относятся следующие факторы:
- Тип муниципального образования. Влияние данного фактора выражается в предопределении перечня вопросов, имеющих значимость для местного сообщества. Этот перечень определяет полномочия городской администрации;
- Цели и задачи развития муниципального образования в социально-экономическом плане. Влияние данного фактора выражается в наличии зависимости от избранных приоритетов развития муниципального образования, приводящих к усилению тех организационных звеньев муниципального управления городом, которые призваны максимально участвовать в достижении определенных целей и решении определенных задач;
- Величина территории, количественный и структурный состав населения муниципального образования. Влияние данного фактора выражается в усложнении структуры городской администрации, которым отличаются крупные городские поселения, что требует формирования территориальных структурных подразделений городской администрации;
- Уровень развития муниципального образования в сфере производства и рыночной инфраструктуры. Влияние данного фактора выражается в формировании больших возможностей для муниципального аутсорсинга, состоящего в передаче отдельных, не имеющих властного характера полномочий городской администрации эффективным исполнителям в лице хозяйствующих субъектов;
- Совокупность иных местных особенностей, в частности природных, географических, исторических, демографических. Влияние данного фактора выражается в необходимости формирования структурных подразделений, не имеющих типичной формы по исполняемым функциям и отсутствующих в большинстве муниципальных образований.
В качестве определяющего фактора организационной структуры городской администрации выступает ее компетенция, определяемая федеральным законодательством и содержанием вопросов, имеющих значимость для местного сообщества. При этом в качестве сопутствующего фактора можно рассматривать содержание устава муниципального образования, согласно которому осуществляется распределение полномочий между органами муниципального управления.
Структура компетенции городской администрации
Городская администрация выполняет разнообразные полномочия, все многообразие которых можно разделить на 6 групп:
- во-первых, развитие территории муниципального образования в социально-экономическом плане;
- во-вторых, функционирование городского хозяйства;
- в-третьих, финансовое обеспечение города;
- в-четвертых, социальные вопросы;
- в-пятых, административно-организационные вопросы;
- в-шестых, исполнение делегированных государством полномочий.
Городская администрация любых муниципальных образований городского типа в обязательном порядке осуществляет решение первых 5 групп вопросов. Шестая группа вопросов имеет отношение только к тем городам, которые наделены правом осуществления отдельных государственных полномочий.
Распределение полномочий между функциональными и отраслевыми структурными подразделениями ведет к формированию типичной линейно-функциональной структуры городской администрации, включающей в себя следующие составляющие:
- во-первых, руководящий элемент в лице главы городской администрации, его заместителей, включая первого заместителя;
- во-вторых, структурные подразделения, находящиеся в подчинении главы городской администрации, его заместителей или соподчиненные друг другу.
Данный элемент городской администрации включает в себя следующие разновидности структурных подразделений:
- отраслевые, в ведении которых находятся отдельные отрасли муниципальной жизнедеятельности, к примеру, сферы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и так далее;
- функциональные, то есть призванные исполнять одну или несколько функций в различных отраслях городского хозяйства, к примеру, экономические службы, финансовые службы, орган управления муниципальной собственностью и так далее;
- территориальные, то есть призванные осуществлять управление в городах, имеющих районное деление, в рамках определенных территорий города; аппарат администрации, призванный организовывать и обеспечивать деятельность городской администрации. В состав данного элемента включают юридическую, кадровую, информационную службы, службы делопроизводства, отдел по работе с обращениями населения, бухгалтерию и так далее.
Также в структуре городской администрации можно выделить следующие виды подразделений:
- департаменты, являющиеся функционально-отраслевыми структурными подразделениями, реализующими функции контрольного, исполнительного, распорядительного характера в определенных сферах городского хозяйства;
- управления, представляющие собой самостоятельные структурные подразделения муниципальный городской администрации, призванные обеспечить определенное направление деятельности муниципальной администрации, наделенные правом издания актов управления;
- комитеты, функционирующие на постоянной основе в рамках приоритетных направлений деятельности городской администрации;
- отделы, обеспечивающие реализацию оперативных или вспомогательных функций, и так далее.