Организационная деятельность органов власти – это специальная деятельность должностных лиц и органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, направленная на упорядочение отношений внутри системы публичного управления, внутри конкретного органа публичной власти для наиболее эффективной реализации функций и задач публичного управления, что находит отражение в разработке и реализации законодательных и подзаконных актов, в том числе во внутриведомственных документах – положениях, регламентах, инструкциях и пр.
Значение организационной деятельности органов власти
Очевидно, что эффективное решение функций и задач системы управления должно обеспечиваться посредством эффективной организации такого управления. Для упорядочения организационных отношений внутри системы публичного управления, в рамках конкретного органа публичного управления органами власти осуществляется специальная организационная деятельность.
В соответствии с положениями обновленной Конституции страны система государственной и муниципальной власти рассматривается как единая система публичного управления, в состав которой входят органы публичной власти федерального, регионального и местного уровней, а также иные государственные органы, которые реализуют свою деятельность для целей:
- обеспечения прав и свобод личности;
- формирования среды для социально-экономического развития государственной территории.
Структурная организация системы публичного управления включает в себя разделение публичной власти по вертикали, между уровнями публичного управления – федеральным, региональным и местным, а также разделение функций публичного управления по объекту управления. Так, в системе органов публичного управления выделяются органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
При этом разнообразие функций публичного управления, должностных лиц и органов, их осуществляющих, объективно требует использования инструментов координации и взаимодействия между такими органами и должностными лицами.
Основные направления организационной деятельности органов власти
Итак, организационная деятельность органов власти включает в себя два ключевых направления:
- координацию и согласование деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
- упорядочение функционирования конкретного органа власти.
Организационное согласование функционирования федеральных, региональных и местных органов власти осуществляют глава государства, федеральное правительство и специально учрежденные для этого органы, в частности новый конституционный орган – Государственный совет. Организационная деятельность осуществляется и федеральными исполнительными органами власти по направлениям собственной деятельности. Кроме того, организационная деятельность направлена на урегулирование корпоративных отношений внутри конкретного органа власти.
Так, в соответствии со специальным федеральным законодательством координация функционирования органов публичной власти представляет собой систему действий и решений, реализуемых и принимаемых главой государства, федеральным правительством, Государственным советом и иными органами управления.
Государственный совет сегодня учреждается как конституционный орган, формируемый главой государства для:
- обеспечения согласованного взаимодействия органов, образующих единую систему публичного управления страной;
- определения приоритетных направлений внутренней и внешней политики и приоритетов социально-экономического развития.
Новый конституционный орган призван принимать активное участие в организованной деятельности органов власти, в том числе он:
- содействует разработке целей и задач публичного управления;
- участвует в формировании политики государства в сфере социально-экономического развития федеральной территории, региональных и муниципальных территорий;
- содействует эффективному взаимодействию федеральных, региональных и муниципальных органов, образующих общую систему публичного управления.
Инструменты реализации организационной деятельности органов власти
Организационная деятельность органов власти представляет собой систему действий, реализуемых уполномоченными субъектами для координации и функционирования федеральных, региональных и местных органов, организации собственного функционирования органа власти.
Прежде всего, основу организационной деятельности составляют законодательные и подзаконные, в том числе внутриведомственные акты, которые регламентируют организационные вопросы осуществления публичного управления. Так, конституционными положениями и специальным федеральным законодательством закрепляются основные принципы осуществления публичного управления, определяется круг полномочий каждого органа в системе публичного управления.
Кроме того, организационная деятельность органов власти находит выражение в стратегических и программных документах. Так, организационная деятельность находит воплощение в стратегических документах, определяющих основные направления социально-экономического развития федеральной территории, региональных и муниципальных территорий, определяющих стратегические цели развития в долгосрочной перспективе. Дальнейшая организационная деятельность в рамках планирования функционирования органов публичного управления в долгосрочной перспективе осуществляется в конкретных целевых программах федерального, регионального и муниципального уровней, которые определяют плановые показатели развития конкретной сферы публичного управления, объем ресурсов, направляемых на достижение этой цели, и перечень и содержание конкретных мероприятий достижения таких целей.
Организационная деятельность органов власти, направленная на упорядочение корпоративных отношений, то есть отношений внутри органа публичной власти находит выражение в разработке положений, регламентирующих вопросы функционирования органа, должностных инструкций и регламентов.