Доля государственных расходов в ВВП – это показатель, характеризующий место государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта, величина которого способна оказывать влияние на темпы экономического роста.
Государственные расходы в системе формирования валового внутреннего продукта
Для современного общества характерно наличие дискуссии относительно роли государственной власти в обеспечении экономического развития общества. Это актуализирует исследование методики определения доли государственных расходов в составе валового внутреннего продукта с целью обеспечения такого уровня показателей, который позволят достичь максимального экономического роста.
Вмешательство государства в регулировании экономики ведет к возникновению положительных последствий за счет необходимости компенсации недостатков рыночного саморегулирования, предоставления общественных благ, обеспечения роста предельного продукта частных факторов производства. Государственные расходы, осуществляемые в соответствии с этими целями, обеспечивают стимулирование экономического роста. При этом следует понимать, что рост государственных расходов обеспечивает сокращение положительного эффекта, рост конкуренции частного и государственного сектора на рынке заемных ресурсов, что в конечном итоге обеспечивает замедление экономического роста. Это ставит государственную власть перед необходимостью контроля объема государственных расходов и определения их оптимальной доли в структуре валового внутреннего продукта.
Влияние доли государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта на экономический рост
Динамика объема государственных расходов способна прямо влиять на темп роста производства за счет достижения следующих эффектов:
- во-первых, роста доли государственных доходов в структуре валового внутреннего продукта, повышающего предельную производительность частного капитала, стимулирующего хозяйствующих субъектов к интенсивному наращиванию величины частного капитала, ускоряющего экономический рост;
- во-вторых, необходимости финансирования растущих государственных расходов, приводящей к увеличению налогового бремени, снижающего накопление частного капитала, сокращающего темпы экономического роста.
Достижение первого из названных эффекта характерно для государств, отличающихся незначительной долей государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта. Второй эффект характерен для стран, имеющих высокую долю государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта.
Зависимость между долей государственных расходов в валовом внутреннем продукте и экономическим ростом позволяет выразить модель Барро. В соответствии с этой моделью доля государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта, обеспечивающая наибольший экономический рост, определяется показателем эластичности выпуска по государственному капиталу. Если величина этого показателя составляет 0,2, то Рост государственных расходов в структуре ВВП до 20% обеспечивает повышение экономического роста, в то время как дальнейшее наращивание государственных расходов замедляет экономический рост.
В графическом смысле эту зависимость можно выразить U-образной кривой, получающей максимальное значение при достижении государственными расходами удельного веса 20% в структуре валового внутреннего продукта.
С теоретической точки зрения не дано ответа на вопрос относительно того, какой участок перевернутой U-образной кривой характеризует состояние экономики государства. Неизвестна также и предельная величина доли государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта, обеспечивающая получение максимального темпа экономического роста.
Современная статистическая наука обеспечивает измерение государственных расходов в разрезе расходов на потребление, именуя данный показатель «государственными закупками», и совокупных государственных расходов. В первом случае речь идет о стоимости услуг и товаров, которые предоставляются бесплатно потребителям в лице отдельных домохозяйств и обществу в целом. Этот показатель выступает в качестве компонента, обеспечивающего расчет валового внутреннего продукта по расходам. Такой подход обеспечивает возможность отслеживания динамики доли государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта большинства государств, начиная с 1950-х годов. Однако, по мнению некоторых специалистов, такой подход недостаточно корректен. Большую информативность имеет показатель совокупных государственных расходов, сбор информации по которому начался только с середины последнего десятилетия XX века.
Методика определения оптимальной доли государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта
Одним из наиболее распространенных подходов к определению оптимальной величины удельного веса государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта выступают регрессионные уравнения, представленные полиномом второй степени. Применение таких уравнений свидетельствует о достижении максимальных темпов экономического роста при доле государственных расходов на потребление в структуре валового внутреннего продукта на уровне 10-12 процентов, по совокупным государственным расходам – в пределах от 28 до 34 процентов.
Применение авторегрессионных моделей, отличающихся гладким переходом, для определения пороговой величины доли государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта устанавливает максимальную величину экономического роста при доле государственных расходов в пределах от 11 до 16% валового внутреннего продукта. В том случае если доля государственных расходов ниже этого показателя, государство может позволить себе его наращение, в противном случае величину государственных расходов необходимо сокращать.
Безусловно, необходимо отметить, что общность данного показателя, тем не менее, требует учета специфики развития каждого отдельного государства.