Оценка соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению – это нормативно регламентированная система мероприятий, направленных на установление поведения лица, замещающего должность государственной службы, требованиям объективности, добросовестности, законности, эффективности, реализуемая для предотвращения и пресечения коррупционных явлений в системе государственной службы и, как следствие, для повышения ее эффективности.
Значение соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению
Государственные гражданские служащие реализуют свои полномочия в разных общественных сферах, от эффективности и добросовестности их деятельности напрямую зависит:
- степень реализации функций и задач публичного управления;
- благосостояние населения;
- удовлетворение социальных запросов;
- уровень доверия населения к системе государственной власти и др.
При этом наделение государственных гражданских служащих широким спектром полномочий формирует угрозу недобросовестного использования таких полномочий, злоупотребление ими.
Для преодоления коррупционных явлений в системе государственной службы законодательством предусматривается система требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы, и к разрешению возможного или наличествующего конфликта интересов.
Содержание требований к служебному поведению государственных гражданских служащих
Специальным федеральным законодательством устанавливаются требования в отношении поведения лиц, которые замещают должности государственной гражданской службы. В состав таких требований входят:
- добросовестная высокопрофессиональная реализация служебной деятельности;
- реализация служебной деятельности исходя из признания приоритета прав личности;
- реализация служебных полномочий в рамках законодательно установленной компетенции органа государственного управления, где лицо замещает соответствующую должность;
- обеспечение равного беспристрастного отношения к населению – индивидам, организациям, недопущение предпочтения в отношении отдельных социальных групп, религиозных объединений, индивидов и организаций;
- недопущение совершения действий, мотивами которых является личная имущественная или иная заинтересованность, которая противоречит добросовестной реализации служебной деятельности;
- соблюдение законодательно установленных ограничений в отношении лиц, замещающих должности государственной службы;
- обеспечение нейтрального отношения к индивидам и организациям, недопущение влияния деятельности политических партий, других общественных организаций на служебную деятельность;
- недопущение поступков, которые могли бы опорочить честь и достоинство служащего;
- корректное общение с населением и пр.
Еще одним важнейшим требованием к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, является требование по принятию мер к недопущению конфликта интересов, то есть ситуации, когда на добросовестное и эффективное исполнение служебной деятельности влияет личная заинтересованность государственного служащего.
Комиссия по оценке соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению
Указом главы государства предусмотрена процедура формирования и функционирования комиссии, которая осуществляет деятельность по оценке соблюдения требований к служебному поведению федеральными государственными служащими. Такая комиссия осуществляет деятельность по двум направлениям:
- обеспечивает соблюдение лицами, замещающими должности федеральной государственной службы ограничений и запретов, а также требований к разрешению конфликта интересов, иных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством;
- осуществляет в органе государственной власти меры по профилактике коррупционных явлений.
В состав таких комиссий входят:
- заместитель руководителя органа государственной власти;
- руководитель кадрового подразделения такого органа по профилактике коррупции или должностное лицо кадрового подразделения государственного органа, которое ответственно за работу по профилактике коррупционных явлений;
- государственные служащие из подразделения кадровой службы, юридического подразделения, иных подразделений органа, включенные в состав комиссии руководителем органа;
- представитель управления главы государства по вопросам противодействия коррупции или соответствующего структурного подразделения аппарата федерального правительства;
- представители научных и образовательных учреждений, деятельность которых связана с системой государственной гражданской службы.
Деятельность комиссии осуществляется в форме заседания. Такие заседания инициируются:
Представлением руководителя органа государственной власти на основе материалов проверки полноты и достоверности информации, которую предоставляют претенденты на должности государственной службы, и на основе материалов проверки соответствия служебного поведения законодательным требованиям, если в соответствии с материалами проверки:
- государственным служащим предоставлены недостоверные сведения или неполные сведения;
- государственным служащим не соблюдены требования к служебному поведению;
Направленным в отдел по профилактике коррупционных явлений обращением или заявлением, в частности:
- лицом, которое ранее замещало должность государственной службы для получения разрешения замещение должности в коммерческой организации;
- служащим по вопросу невозможности по объективным причинам представить информацию относительно доходов и имущества;
- служащим относительно возникновения личной заинтересованности в процессе исполнения должностных обязанностей и др.
Функционирование названных комиссий позволяет преодолеть негативные коррупционные явления в системе государственной службы и обеспечить эффективное добросовестное осуществление служебной деятельности государственными служащими.