Определение] Политика стимулирования рождаемости – это направление демографической политики, включающее систему мероприятий по обеспечению роста рождаемости посредством реализации материальных, социальных, организационных и иных мер. [/Определение]
Общая характеристика политики стимулирования рождаемости
Выработка эффективных инструментов и механизмов для улучшения демографической обстановки в стране является приоритетом внутренней политики в России. В последние годы в стране реализуется система мероприятий по улучшению демографической обстановки по трем ключевым направлениям:
- создание привлекательного имиджа страны для привлечения мигрантов в качестве интеллектуального ресурса для будущего прогрессивного социально-экономического развития;
- сокращение уровня смертности российского населения;
- обеспечение роста рождаемости.
Систему мероприятий государственной политики по стимулированию рождаемости можно разделить на следующие направления:
Материальное стимулирование роста рождаемости. Это направление объединяет мероприятия, реализуемые в отношении семей с одним, двумя детьми и многодетных семей. К таким мероприятиям относятся:
- субсидии и льготные ставки кредитования для приобретения или строительства жилья;
- пособия на детей;
- единовременные выплаты при рождении детей;
- социальная помощь;
- предоставление многодетным семьям земельных участков и жилья;
- бесплатный проезд;
- бесплатное посещение отдельных культурных мероприятий и учреждений;
- предоставление льготных путевок в лагерь;
- скидки на отдельные виды работ, товаров и услуг и др.
Наиболее широко распространенной мерой материального стимулирования рождаемости является федеральный материнский капитал, который родители могут потратить на приобретение или строительство жилья, оплату обучения детей и по иным направлениям, предусмотренным законодательством.
Мероприятия организационного характера. Данные мероприятия представляют собой:
- мероприятия по формированию среды для обеспечения трудовой деятельности матерей с маленькими детьми;
- мероприятия по повышению доступности дошкольных учреждений для детей до 3 лет.
Сегодня в России реализуется национальный проект «Демография», который в свою очередь предполагает реализацию федеральных проектов по финансовой поддержке семей при рождении детей, по стимулированию занятости женщин, по формированию среды для повышения доступности дошкольного образования для детей до 3 лет. Здесь важно отметить такую социальную особенность: ранее, в советский период, активное участие в воспитании детей принимали старшие члены семьи – бабушки и дедушки, которые сопровождали детей в дома отдыха, санатории, забирали их на лето к себе, сопровождали в школу, проводили с ними выходные. В современных условиях, в том числе в связи с увеличением социальной активности пожилых людей, повышением пенсионного возраста, бабушки и дедушки сократили количество времени, затрачиваемого на воспитание внуков, и родители все чаще прибегают к услугам няни, что требует дополнительных финансовых затрат и часто перед семьями стоит вопрос увольнения мамы с работы для воспитания ребенка либо поиск дополнительных материальных ресурсов на оплату услуг по воспитанию ребенка. Указанное направление демографической политики крайне важно, поскольку, наряду с отсутствием жилья, невозможность быстрого выхода на работу после рождения ребенка является существенной преградой для молодых семей для рождения детей;
Формирование в сознании населения привлекательного престижного статуса материнства.
В качестве приоритетных мер по повышению эффективности политики стимулирования рождаемости можно выделить следующие:
- расширение мер материальной поддержки за счет включения в систему поддержки семей с двумя детьми, а не только многодетных;
- увеличение размеров материальной поддержки семей с детьми и др.
Характеристика эффективности политики стимулирования рождаемости в регионах ЦФО
Для современной России в долгосрочной перспективе для обеспечения ее прогрессивного социально-экономического развития крайне важно, чтобы доминирующей моделью семьи в сознании российского населения стала семья, воспитывающая трех и более детей. В свою очередь, социальная инфраструктура, система образования, культурная среда, жилищное строительство и иные сферы социально-экономической среды должны развиваться для обеспечения целей стимулирования рождаемости и многодетности в стране.
В ЦФО вопросам стимулирования рождаемости уделяется в последние годы пристальное внимание, разрабатываются дополнительные региональные мероприятия по стимулированию рождаемости, в том числе:
- в Тульской области реализуется системами мероприятий по поддержке семей с детьми;
- в Смоленской, Воронежской и Брянской областях размер регионального материнского капитала, выплачиваемого на третьего ребенка, увеличен;
- в отдельных регионах ЦФО выплачивается региональный материнский капитал на каждого ребенка, а также расширены возможные направления его использования;
- в Белгородской, Тверской областях значительные финансовые ресурсы направляются на улучшение жилищных условий, в частности в Тверской области многодетным семьям, имеющим пять и более детей, предоставляется выплаты до 1 млн руб. для приобретения автомобиля;
- в Липецкой области осуществляются единовременные выплаты при рождении ребенка в качестве дополнительной меры поддержки;
- в регионах ЦФО реализуют мероприятия поддержки в отношении студенческих и молодых семей.
При этом важным аспектом политики стимулирования рождаемости регионов ЦФО является восприятие одними регионами положительной практики реализации мероприятий по стимулированию рождаемости из других регионов. Кроме того, рассматривается возможность по созданию Института демографической политики, который будет содействовать разработки и реализации мероприятий по стимулированию рождаемости. Также рассматриваются вопросы о возможности утверждения единого демографического стандарта, гарантирующего определенный уровень поддержки семьям с детьми.