Эффективность местного самоуправления – это показатель, характеризующий степень достижения поставленных целей и задач управления развитием муниципального образования в социально-экономическом плане.
Разработка мероприятий по повышению эффективности местного самоуправления – это выявление резервов повышения результативности функционирования органов муниципального управления и решения задач развития муниципального образования в социально-экономическом плане.
Необходимость оценки эффективности местного самоуправления
Местное самоуправление признается государственной властью в связи с высоким уровнем возможностей решения вопросов, имеющих наибольшую значимость для местного населения. Государство стремится к повышению эффективности и результативности действий органов публичной власти на местах. Эта задача рассматривается в качестве одной из важнейших в общем перечне задач, стоящих перед государственной властью. Эффективность функционирования муниципальной власти прямо влияет на эффективность экономического роста российского народного хозяйства.
Федеральное законодательство закрепляет ряд количественных показателей, которые применяются для характеристики уровня эффективности функционирования органов муниципального управления. Например, к числу таких показателей можно отнести общую величину расходов муниципального бюджета, среднегодовой прирост численности населения муниципального образования и так далее. Такой подход к характеристике эффективности функционирования муниципальной власти подвергается критике со стороны специалистов, отмечающих разобщенность показателей и полномочий органов муниципального управления.
Специалистами предлагается применение критериального или индикативного подхода к оценке эффективности функционирования муниципальной власти. Это актуализирует задачу выявления и разработки новых методик оценки эффективности муниципального управления.
Сущность критериального и индикативного подходов к оценке эффективности муниципального управления
В первом случае речь идет о методиках расчета частных или обобщающих критериев. В качестве частного критерия оценки эффективности функционирования органов муниципального управления может быть использован показатель соотношения фактически достигнутого значения развития той или иной отрасли муниципального хозяйства и запланированного значения данного показателя. В том случае, если рост эффективности проявляется в снижении показателя соотношение рассчитывается в обратном порядке: запланированный показатель сравнивается с фактически достигнутым.
Итоговый критериальный показатель оценки эффективности функционирования органов муниципального управления рассчитывается на основе частных критериальных показателей путем их суммирования и соотношения с обобщенным показателем развития муниципального образования в социально-экономическом плане.
Полученные результаты подлежат сравнению с единицей, являющейся эталоном эффективности муниципального управления. Нахождение критериального показателя в пределах от 0,8 до 0,9 свидетельствует о низкой эффективности муниципального управления, а значение показателя ниже 0,7 позволяет признать муниципальное управление неэффективным.
Суть индикативного подхода к оценке эффективности системы муниципального управления состоит в выработке методики, основанной на сопоставлении реальных показателей уровня развития муниципального образования с системой целевых индикаторов, заданных на начальном этапе осуществления планирования муниципального управления.
В качестве активно используемых индикаторов эффективности системы муниципального управления выступают показатели, характеризующие уровень жизни населения муниципального образования. Примером таких показателей могут выступать показатели:
- денежных доходов на душу населения в среднем за месяц,
- величины минимального потребительского бюджета на члена семьи,
- удельного веса населения, имеющего доходы выше или ниже минимального потребительского бюджета,
- уровня безработицы и т. д.
Помимо критериального и индикативного подхода к оценке эффективности муниципального управления применяется комплексная методика оценки, сочетающая в себе черты того и другого подходов. Комплексная методика оценки эффективности муниципальной власти призвана обеспечить всесторонний анализ эффективности муниципального управления.
Направление совершенствования оценки эффективности муниципального управления
Основным направлением совершенствования оценки эффективности муниципального управления является стимулирование работы по формированию новых методик и подходов к этому процессу, призванных обеспечить взаимоувязку полномочий органов муниципального управления и достигнутых результатов.
Также обеспечение совершенствования оценки эффективности муниципального управления осуществляется за счет уточнения задач, стоящих перед муниципальными властями. Четкость целей муниципального управления оказывает прямое воздействие на методику оценки эффективности этого управления. Обоснованность сферы муниципального управления определенными количественными показателями позволяет уточнить результаты оценки эффективности муниципального управления.
Также направлением совершенствования оценки эффективности муниципального управления выступает расширение количества критериев и индикаторов, призванных наиболее подробно характеризовать систему муниципального управления.
Совершенствование методики оценки эффективности муниципального управления также идет по пути развития комплексности такой оценки. Давая оценку эффективности муниципального управления, не следует сосредотачиваться на применении только одного подхода. Оценка с применением различных подходов позволит получить более объективные результаты, комплектность дает возможность представить всестороннюю оценку эффективности муниципального управления.