Оценка эффективности государственных целевых программ – это нормативно регламентированное направление государственного управления, опосредующее деятельность уполномоченных субъектов по исследованию эффективности реализации ответственными субъектами – должностными лицами, органами государственного управления – государственных целевых программ.
Значение оценки эффективности государственных целевых программ
Использование проектного управления, в частности, государственных целевых программ как инструмента организации государственного управления позволяет увязать расходование бюджетных ресурсов и ожидаемые социально полезные результаты реализации программы.
Кроме того, использование государственных целевых программ позволяет системно подходить к процессу управления, комплексно оценивать деятельность ведомственных органов государственного управления и определять их роль и стратегическую миссию в процессе социально-экономического, территориального, сервисного развития государства и отдельных территорий.
Бюджетный процесс сегодня также ориентирован на проектное управление: расходы бюджета почти в полном объеме направляются на реализацию конкретных программ.
Здесь важно подчеркнуть, что сам процесс увязывания бюджетных расходов с мероприятиями программы и конкретными социально полезными результатами не является залогом эффективности использования бюджетных ресурсов и достижения поставленных программных целей, поэтому важнейшее значение приобретает оценка эффективности расходования бюджетных ресурсов при реализации мероприятий программы.
Такая оценка позволяет ежегодно уточнять плановые параметры, сроки, размер бюджетных ресурсов, направляемых на реализацию мероприятий, корректировать указанные элементы для повышения эффективности государственной целевой программы. Очевидно, что от обоснованности вносимых в программу корректировок будут зависеть и итоги реализации программы.
Таким образом, оценка эффективности государственных целевых программ позволяет обеспечить реализацию потенциала указанного инструмента должностными лицами и органами государственного управления.
Условия эффективности государственных целевых программ
Теория и практика публичного управления позволяет в качестве основных условий, обеспечивающих высокую эффективность реализации государственных целевых программ, выделить следующие:
- разработка государственной целевой программы должна быть ориентирована на четко сформулированные стратегические цели и конкретные индикаторы планируемого социально-экономического, территориального, сервисного развития конкретной территории или государства в целом;
- итоги осуществления государственной целевой программы должны быть измеримы в количественном отношении и выражаться посредством параметров объема и качества конечного продукта, эффективности расходования бюджетных средств, социально полезных итогов реализации;
- программное (проектное) управление должно быть внедрено во все сферы государственного управления;
- оценка эффективности реализации государственной целевой программы должно реализовываться посредством системного использования правовых и бюджетных инструментов;
- оценка эффективности реализация государственной целевой программы должна осуществляться регулярно для регулярной корректировки и для применения мер ответственности в отношении субъектов, реализующих программу с нарушением требований закона.
Характеристика инструментов оценки эффективности государственных целевых программ
Прежде всего, необходимо отметить, что для повышения эффективности реализации государственных целевых программ необходимо преодолеть формализм в оценке такой эффективности. Иначе говоря, инструменты, используемые для оценки эффективности государственной целевой программы, должны позволять установить конкретную взаимосвязь между объемом использованных бюджетных ресурсов и количественными и качественными показателями социально полезного эффекта от реализации программы.
Проектный метод, в частности, метод программного управления используется и в зарубежных странах, при этом в отличие от России, оценка эффективности программ за рубежом проводится не только в отношении происходящих изменений параметров реализации программы, но и в отношении самой процедуры разработки и реализации программы, исходя из вероятности достижения планируемых параметров. Иначе говоря, оценивается реализуемость программного документа. Представляется необходимым внедрить названный инструмент оценки эффективности программ и в отечественную практику.
На сегодняшний момент единой методики оценки эффективности программ отечественное государственное управление не выработало. В качестве основных методов оценки эффективности государственной целевой программы в российской практике применяются:
- анализ издержек и социально полезных результатов. Он опосредует оценку с точки зрения стоимости понесенных на реализацию программы расходов и стоимости тех выгод, которые принесло осуществление программы;
- оценка издержек и результативности. Названный инструмент позволяет оценить стоимость единицы итогов реализации программы с учетом социально полезного эффекта в стоимостном выражении;
- инструмент интегральной оценки, которая предполагает присвоение отдельным аспектам программы весового коэффициента. Коэффициенты присваиваются целям, задачам, процессу планирования, процессу реализации, контрольным процессам эффективности и результативности.
Последний из названных методов является наиболее предпочтительным, поскольку он позволяет получить достоверную информацию, объективное представление о качестве социально полезных эффектов и качестве самого программного документа.
Новый подход к оценке был утвержден правительством страны в методических рекомендациях. Согласно новому подходу необходимо оценивать не только степень реализации целей и задач конкретной программы, но и уровень достижения плановых параметров. Такой подход следует считать обоснованным, поскольку он позволяет перевести цели и задачи в количественные показатели, что повышает эффективность оценки.