Оценка эффективности государственного и муниципального управления – это комплекс мероприятий, регламентированных федеральным и региональным законодательством и актами местного нормотворчества, по установлению соответствия функционирования органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и деятельности государственных и муниципальных должностных лиц и служащих запросам общества, целям и задачам социально-экономического развития и пр.
Нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления
Государственное и муниципальное управление в демократически организованных государствах в качестве основной своей цели имеет обеспечение благосостояния населения и социально-экономического развития территорий. Иначе говоря, от эффективности организации государственного и муниципального управления, в том числе от эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих и от качества правовой регламентации процессов государственного и муниципального управления, напрямую зависят государственная и муниципальная системы управления, а также то, насколько такие системы способны реагировать на социальные вызовы, насколько они отвечают социальным запросом и гарантированным в демократических государствах условиям жизни.
Процесс оценки эффективности государственного и муниципального управления представляет собой исследование степени соответствия функционирования органов публичного управления и деятельности государственных и муниципальных служащих параметрам и требованиям, установленным в законодательстве и иных нормативно-правовых актах в качестве соответствующих критериев.
Нормативно-правовую основу оценки эффективности государственного и муниципального управления составляют следующие акты федерального законодательства:
- федеральный закон по вопросам государственной гражданской службы в России;
- федеральный закон, регламентирующий вопросы дополнительного специального образования государственных служащих;
- федеральный закон, определяющий приоритетные направления оптимизации функционирования системы государственного управления;
- федеральный закон, регулирующий вопросы оценки эффективности функционирования региональных исполнительных органов и др.
В подзаконных актов федерального уровня закрепляются методики и основные параметры для оценки деятельности руководителей и служащих федеральных исполнительных органов и государственных организаций, в том числе параметры для оценки качества предоставления государственных услуг.
Аналогичные вопросы в отношении региональных органов власти и предоставления государственных услуг на региональном уровне регламентируется актами регионального законодательства и нормотворчества.
Вопросы эффективности функционирования органов местного самоуправления и муниципальных служащих регламентируются на уровне федерального законодательства и актов местного нормотворчества.
Понятие эффективности государственного и муниципального управления
При этом на практике понятие эффективности государственного и муниципального управления включает в себя соответствие функционирования органов публичного управления и деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих следующим параметрам:
- соответствие функционирования органов публичного управления и деятельности государственных и муниципальных служащих тем целям и задачам, которые ставятся перед системой публичного управления в целом, перед конкретным органом или подразделением, где реализует свои полномочия служащий;
- достижение планируемого в долгосрочной и краткосрочной перспективе социально полезного эффекта от деятельности органа, конкретного подразделения и отдельного служащего;
- применение оптимальных с экономической, социальной, финансовой и пр. точки зрения методов государственного и муниципального управления;
- использование специальных познаний, навыков и умений, необходимых и достаточных для эффективного решения управленческих задач и др.
Параметры оценки эффективности государственного и муниципального управления
В качестве параметров оценки эффективности государственного и муниципального управления следует рассматривать соответствие функционирования систем государственного и муниципального управления тем целям и задачам социально-экономического развития, которые в долгосрочной перспективе стоят перед государством.
Для оценки оперативной деятельности систем государственного и муниципального управления применяются критерии оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих. К числу таких критериев относятся:
- объем решенных служащим задач публичного управления (оказываемых государственных или муниципальных услуг, выполненных работ и пр.) за единицу времени;
- результаты деятельности служащего за определенный долгосрочный период, то есть соответствие эффективности деятельности служащего тем целям и задачам, которые возложены на подразделение органа государственного или муниципального управления или непосредственно на орган власти;
- качество деятельности государственных и муниципальных служащих.
Кроме того, оценка деятельности государственных и муниципальных служащих включает следующие мероприятия:
- оценка профессиональной квалификации служащего;
- оценка специальных знаний, навыков и умений служащих, которые он применяет или будет применять в соответствии со своими должностными обязанностями;
- морально-нравственные характеристики личности служащего, а также деловые качества, которые позволят ему эффективно реализовывать функции публичного управления и представлять органы власти и др.
Эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих во многом определяется сложившейся в государственном органе системой взаимоотношений между служащими и их руководителем, мотивацией служащих и кадровой работы органа власти.