Оценка эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения - это мероприятия, призванные оценить качество функционирования учреждения образования в процессе достижения им целей своей деятельности.
Сущность и необходимость оценки эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения
Любая деятельность призвана обеспечить достижение определенного результата. Не является исключением и деятельность профессиональных образовательных учреждений. Более того, результат от деятельности профессиональных образовательных учреждений имеет высочайшую значимость, обусловленную социальной ролью образования для формирования будущего общества, рабочей силы, развитых личностей.
Эффективность функционирования профессиональных образовательных учреждений проявляется в разнообразных составляющих деятельности этих учреждений.
Оценка эффективности профессиональных образовательных учреждений включает в себя такие составляющие как:
- во-первых, величина затрат, качество и количество труда;
- во-вторых, результат воспитательной работы, целеполагание, приучение к общественно значимой деятельности, привитие моральных норм и правил, иные социальные эффекты.
При проведении оценки эффективности профессиональных образовательных учреждений невозможно вычленение какого-либо одного фактора результативности деятельности. Максимальный эффект обеспечивает комплексная оценка деятельности профессиональных образовательных учреждений.
При этом те или иные показатели могут характеризовать эффективность деятельности профессиональных образовательных учреждений с разных точек зрения. В частности, оценку экономической эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений могут обеспечивать стоимостные показатели. В то время как социальная эффективность деятельности профессиональных образовательных учреждений выступает обобщенной характеристикой этих учреждений, которая определяет их движение в ценностно-целевом пространстве, у эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений есть и локальные уровни оценки, выражающиеся в качестве образования отдельного индивида, надежности деятельности и так далее.
Оценка эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений сталкивается с рядом проблем, которые обусловлены недостаточной методической обеспеченностью обобщающих оценочных показателей, характеризующихся отсутствием конкретики и размытостью. В конечном итоге эта проблема является неразрешимой, поскольку такая оценка обладает достаточным уровнем условности.
Значимого результата при оценке эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений удается достигать за счет объединения всех ее составляющих, согласованности различных факторов и взаимоучете специфики показателей.
Уровни оценки эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений
Оценку эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений целесообразно проводить на двух уровнях:
- во-первых, на микроуровне;
- во-вторых, на макроуровне.
В первом случае речь идет о рассмотрении результатов работы определенного педагогического коллектива. Во втором случае основу оценки составляет суммарная оценка образованности граждан, уровень развития социального и научно-технического прогресса, обеспечивающих позитивные перемены в обществе, рост национального производства.
Критерии оценки эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений
Комплексный показатель оценки эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений включает в себя следующие составляющие:
- во-первых, качество подготовки учащихся. Под этим показателем понимается обеспечение соответствия содержания и уровня знаний, которые передаются в процессе обучения, содержанию и уровню требований, которые предъявляются к определенным специалистам как по внутренним критериям образовательного учреждения, так и по критериям рынка. Также составляющим этого критерия является уровень образованности общества в целом;
- во-вторых, вклад в профессиональные образовательные учреждения. Составляющим этого критерия является объем и характер финансирования деятельности профессиональных образовательных учреждений, численность обучающихся, преподавательский состав, материальные ресурсы и так далее;
- в-третьих, оценка инвестиционной отдачи. Этот критерий включает в себя такие составляющие как уровень и характер результатов, которые показываются профессиональным образовательным учреждением;
- в-четвертых, оценка изменений и преобразований учебного заведения, обеспечивающих развитие этих учреждений в интеллектуальном, нравственном, профессиональном, социальном и духовном плане, формы и степень участия коллектива в процессе управления образовательным учреждением;
- в-пятых, оптимальность и рациональность использования ресурсов профессиональным образовательным учреждением, их системой;
- в-шестых, рентабельность инвестиций в образование;
- в-седьмых, величина вклада персонала профессионального образовательного учреждения в оказание образовательных услуг, повышение их качества, формирование национального дохода государства;
- в-восьмых, социализация выпускников профессиональных образовательных учреждений. Этот критерий обеспечивает оценку соответствия образовательных услуг учреждения потребностям рынка, успешности профессиональной деятельности по результатам обучения;
- в-девятых, прирост материальных благ, достигаемый в результате повышения квалификации образовательного уровня рабочей силы;
- в-десятых, рост эффективности использования ресурсов в народном хозяйстве за счет внедрения научно-технических разработок, которые осуществляются специалистами профессиональных образовательных учреждений.
Результаты оценки эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений призваны обеспечить улучшение их деятельности, расширить доступность и улучшить результаты обучения, укрепить принципы ответственного самоуправления, повысить качественный уровень образования и так далее.