Понятие и сущность территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление – это форма самоорганизации граждан, реализуемая по их месту жительства в рамках отдельной части поселения различных типов (городские округа, внутригородские районы и так далее) с целью самостоятельного и ответственного осуществления своих инициатив относительно решения местных вопросов.
Данная форма самоуправления реализуется на территории, границы которой формируются в соответствии с предложениями населения этой территории. Установление границ осуществляет орган муниципального управления представительного характера.
Данная форма самоуправления является формой непосредственно реализуемой населением путем организации собраний и конференций, создания соответствующих органов самоуправления общественного характера.
Моментом учреждения данной формы самоуправления является регистрация его устава органами местного самоуправления, уполномоченными на совершение этого действия. Требования к порядку регистрации уставов территориальных общественных самоуправлений определяются уставами муниципальных образований или нормативно-правовыми актами органов муниципального управления представительного характера.
Данная форма общественного самоуправления может выступать в качестве юридического лица и подлежать государственной регистрации в некоммерческой форме (если это оговорено в уставе).
Организационные основы осуществления территориального общественного самоуправления (порядок организации, условия финансирования и прочее) устанавливаются уставами муниципальных образований или нормативно-правовыми актами, принимаемыми органами муниципального управления представительного характера.
Границы территориального общественного самоуправления
Примерами территорий, на которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление, являются следующие:
- во-первых, подъезды в многоквартирных жилых домах;
- во-вторых, многоквартирные жилые дома в целом;
- в-третьих, группы жилых домов;
- в-четвертых, жилые микрорайоны;
- в-пятых, сельские населенные пункты, не признанные поселениями;
- в-шестых, прочие территории, на которых проживают граждане.
Формы непосредственного участия граждан в территориальном общественном самоуправлении
Непосредственными формами участия населения в территориальном общественном самоуправлении являются собрания и конференции.
Правомочность собрания населения в рамках осуществления территориального общественного самоуправления определяется участием в нем как минимум 1/3 граждан, проживающих на определенной территории. Возраст участвующих граждан должен превышать 16 лет.
Правомочность конференции населения в рамках осуществления территориального общественного самоуправления определяется наличием на ней как минимум 2/3 избранных собранием населения делегатов, которые представляют как минимум 1/3 граждан возрастом старше 16 лет, проживающих на определенной территории.
Состав полномочий непосредственных форм участия граждан в территориальном общественном самоуправлении включает в себя следующие:
- во-первых, формирование структуры органов, осуществляющих данную форму самоуправления;
- во-вторых, формирование и утверждение устава данной формы самоуправления, его изменения и дополнения;
- в-третьих, проведение выборов в органы, осуществляющие данную форму самоуправления;
- в-четвертых, выработка основных направлений реализации данной формы самоуправления;
- в-пятых, формирование сметы доходов и расходов данной формы самоуправления, составление отчетов об исполнении сметы;
- в-шестых, формирование отчетности о деятельности органов, осуществляющих данную форму самоуправления.
Назначение органов, ответственных за осуществление территориального общественного самоуправления, состоит в следующем:
- во-первых, представление интересов граждан, проживающих на определенной территории;
- во-вторых, обеспечение исполнения решений, принятых собраниями и конференциями граждан, проживающих на определенной территории;
- в-третьих, осуществление хозяйственной деятельности, направленной на благоустройство территории или иной хозяйственной деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан, проживающих на определенной территории, социально-бытового характера. Осуществление этой деятельности может финансироваться средствами граждан, проживающих на определенной территории, или органами местного самоуправления за счет муниципального бюджета при наличии договора между органами муниципального управления и органами, осуществляющими территориальное общественное самоуправление;
- в-четвертых, реализация права внесения в органы муниципального управления проектов местного законодательства, рассматриваемых соответствующими лицами и органами в установленном порядке.
Устав территориального общественного самоуправления
Требования к содержанию устава территориального общественного самоуправления устанавливаются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законодательство прямо устанавливает запрет на предъявление дополнительных требований к содержанию устава территориального общественного самоуправления.
Уставом территориального общественного самоуправления регулируются следующие вопросы:
- во-первых, границы территории, в рамках которой осуществляется данная форма самоуправления;
- во-вторых, состав целей, задач, форм и основных направлений деятельности данной формы самоуправления;
- в-третьих, порядок формирования и прекращения полномочий, состав прав и обязанностей органов, осуществляющих данную форму самоуправления;
- в-четвертых, порядок принятия решений территориальным общественным самоуправлением;
- в-пятых, порядок приобретения имущества территориальным общественным самоуправлением, а также особенности его использования, включая финансовые средства;
- в-шестых, порядок прекращения осуществления данной формы самоуправления.