Основные теории местного самоуправления
Эффективное местное самоуправление является одним из основополагающих институтов гражданского общества и правового государства, что, в свою очередь, актуализирует исследования природы местного самоуправления, его ключевых характеристик. Изучение различных подходов к определению сущности местного самоуправления и практики их реализации позволяет совершенствовать управление местными сообществами.
К числу основных подходов к определению сущности местного самоуправления относятся следующие:
- теория свободной общины. Названным подходом последовательно обосновывается независимость общины от государства, ввиду того что исторически община предшествовала государству и фактической государство не создало, а лишь согласилось с существованием общины, признало ее. Названный подход отстаивает деление публичной власти в государстве не только по функциональному признаку на исполнительную, законодательную и судебную, но и по вертикали на государственную и муниципальную;
- общественная или хозяйственная теория. Рассматриваемый подход противопоставляет общину и государство, местное управление и государственную власть, как и общественная теория. Однако, следуя названной теории, местное самоуправление возникает в ответ на необходимость общины самостоятельно разрешать хозяйственные нужды. Иначе говоря, государство не должно вмешиваться в дела общины, напротив, должно предоставить ему возможность самостоятельно определять собственные интересы и самостоятельно принимать управленческие решения. Государство же должно разрешать государственные задачи;
- государственная теория. Названный подход отрицает самобытную природу местного самоуправления, указывает на то, что управление на местном уровне фактически представляет собой одну из ступеней государственного управления и полностью определяется государством, осуществляется в рамках законов, принятых центральной властью. В частности, органы местного уровня действует не только в интересах общины, местного сообщества, но и в целях государственных.
Сущность общественной теории местного самоуправления
Общественная теория, или общественно-хозяйственная теория, как ее еще именуют, возникла во второй половине XIX в. Названная теория последовательно обосновывала самостоятельность общины, самостоятельность местного сообщества в решении местных вопросов, указывая на необходимость сведения до минимума государственного надзора над местными органами власти. При этом, в отличии от теории свободной общины, разработчики общественной теории обосновывали самостоятельность община как результат разницы интересов общественных и государственных.
Сторонники данного подхода обосновывали необходимость формирования публичной власти на местном уровне посредством выборов, полагали, что управление на местном уровне должно быть вверено представительным органам.
Правовой статус муниципального управления, его компетенция должна составлять все дела местного сообщества, переданные государством на разрешение местных органов. При этом государственный контроль должен производиться не с точки зрения эффективности или целесообразности, принимаемых муниципальных управленческих решений, но с точки зрения соответствия таких решений требованиям закона. Исключительно для этих целей государством могли создаваться контрольные органы.
Основами местного самоуправления общественная теория называет интересы местного сообщества, индивидуальные и групповые интересы населения местных сообществ. Указанное связывает эффективность местного самоуправления с активностью местного сообщества. Другими словами, именно в рамках общественной теории начали разрабатываться основные принципы гражданского общества: эффективность деятельности гражданских институтов, в том числе управления местными сообществами, напрямую зависит от активности населения, от активности граждан в реализации своих прав на публичное управление.
Значение общественной теории местного самоуправления
В соответствии с основными положениями общественной теории местного самоуправления происходила трансформация самоуправления в России, послужившая основой перехода страны к правовому государству. Реформа местного самоуправления выступила основой для возникновения первых институтов гражданского общества, освобождения крестьянства от крепостной зависимости, становления независимого от публичной власти суда, формирования всесословного местного самоуправления в форме земств и городских дум. Безусловно, изменения управления местными сообществами исходили от государственной власти, однако формирование на местном уровне организации самоуправления, избранной всеми сословиями, выступила первым шагом на пути к формированию высшего представительного органа страны.
Критика общественной теории местного самоуправления
Противники общественной теории местного самоуправления отказывались от предложенного теорией понимания природы местного самоуправления. Они отмечали, что управление на местном уровне не может строиться исключительно на инициативе населения. По их мнению, такой подход не оставлял разницы между самоуправлением в местных сообществах и самоуправлением общественных объединений, созданных для реализации общественных целей или хозяйственных целей. При этом противники названной теории отмечали разницу между общественными союзами и местным самоуправлением: если первые создаются исключительно по инициативе лиц, их образующих, организация публичного управления на местном уровне является обязанностью местного сообщества, возложенной на нее государством. Другими словами, население не может отказаться от осуществления местного самоуправления, а значит, местное самоуправление нельзя расценивать исключительно как инициативу населения. Более того, государство определяет формы организации публичной власти на местном уровне и его функции, границы ее компетенции и др.