Общественная палата РФ – это орган консультативно-совещательного характера, созданный в России в 2005 году, находящийся на государственном финансировании и участвующий в осуществлении государственных закупок наравне с федеральными органами власти.
История создания и предназначение Общественной палаты России
Создание Общественной палаты пришлось на 1994 год. В то время данный орган именовался Общественной палатой при Президенте Российской Федерации. С 1996 года она была преобразована в Политический консультационный совет при Президенте России, а в 2000 году был упразднен.
В современном виде Общественная палата начала функционирование в 2005 году. Избрание ее состава осуществляется раз в три года, хотя до 2012 года это делалось раз в два года.
Деятельность Общественной палаты регулируется регламентом, принятым в январе 2006 года. Этим регламентом устанавливаются правила организации и порядок деятельности Общественной палаты, ее подразделений, аппарата и членов.
Формирование состава Общественной палаты осуществляется таким образом: Президент России проводит консультации с целью определения кандидатур членов палаты, отличившихся перед обществом и государством. Количество этих членов палаты равняется 40. Этим кандидатам направляются приглашения, на которые они должны дать ответ в течение месяца с момента его получения. После получения положительного ответа от кандидатов список членов Общественной палаты утверждается российским Президентом.
Также в состав Общественной палаты направляются представители общественных палат регионального уровня, избираемые посредством тайного альтернативного голосования. В состав Общественной палаты России не могут избираться руководители общественных палат регионального уровня. В том случае, если руководитель все-таки избран в Общественную палату России, он должен сложить с себя полномочия руководителя региональной общественной палаты.
Также в состав Общественной палаты включаются представители общероссийских общественных объединений и других некоммерческих организаций. Количество членов данной категории равняется 43. Отбор данных членов производится рабочей группой, включающей в свой состав утвержденных Президентом России членов Общественной палаты и региональных представителей общественных палат, а также 7 членов действующей Общественной палаты России.
Органы, аналогичные Общественной палате Российской Федерации, действуют во многих зарубежных странах. Общественные палаты функционируют как в посткоммунистических государствах Европы и Азии, таких как Казахстан, Венгрия, Узбекистан, Болгария и прочие, так и в развитых европейских государствах, к примеру, в Швейцарии, в Дании, в Италии, в Германии и так далее.
На территории Франции с 1958 года осуществляет работу Социально-экономический совет, включающий в свой состав представителей профессиональных групп и осуществляющий деятельность по предоставлению правительству заключений по законопроектам социального и экономического содержания. Аналогичные органы существуют в Нидерландах и Австрии. В момент возникновения конфликтных ситуаций на национальном уровне такие органы как общественные палаты могут выступать в качестве стабилизирующего фактора, ориентируясь не на политические интересы отдельных слоев или групп населения, а действуя в общенациональных интересах.
Во Франции данный орган выступает в качестве обязательной переговорной площадки, связывающей различные общественные институты. На Совет возложено согласование определенных документов при отсутствии права вето. Мнение общественной палаты учитывается французским правительством при принятии решений. В Греции общественный совет наделен правом законодательной инициативы.
Российская Общественная палата призвана обеспечивать формирование условий для осуществления диалога власти и общества. Общественные палаты не могут заменять представительные органы власти, но оказывают помощь при принятии различных решений.
Сходства и различия Общественной палаты РФ с зарубежными аналогами
Сходство Общественной палаты России с общественными палатами зарубежных стран проявляется в общности их миссии, которая направлена на построение условий эффективного взаимодействия общества и власти.
Наличие сходства не подразумевает отсутствие различий. Самым главным отличием российской Общественной палаты является необязательность выступлений в ней высших политических чинов, в то время как в зарубежной практике это очень распространено. На российскую Общественную палату возлагается обязанность проведения экспертизы законопроектов, утверждаемых Думой.
Общественный контроль является непременным условием существования гражданского общества. Его значимость проявляется за счет обеспечения согласованности интересов публичной власти, общества и общественных объединений. Многие зарубежные страны создают общественные структуры, призваны осуществлять контроль деятельности органов государственного управления в экономической и социальной сфере.
Специалисты считают, что российское общество не в полной мере соответствует европейским стандартам развития, однако позиция и влияние общества постепенно растут. В зарубежных странах общественные палаты обладают правом регулирования деятельности различных органов управления. Также в зарубежных странах функции и степень влияния общественных палат четко регламентированы законодательством. В Российской практике позиции Общественной палаты более слабые, в том числе и за счет отсутствия достаточной правовой базы. В целом, анализ деятельности Общественной палаты России показывает наличие определенных результатов в данной сфере, но не отменяет необходимости совершенствования ее деятельности.
На территории бывших союзных республик действуют общественные советы, в большинстве случаев полностью схожие с Общественной палатой России.