Образование в РФ – это процесс целенаправленного характера, ориентированный на воспитание и обучение, реализуемый в интересах общества, семьи и отдельного человека, а также государства.
История развития российского образования в период с 1990 по 2000 годы
Российская Конституция закрепляет за каждым человеком право на образование, гарантирует бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. На высшее образование принципы общедоступности и безопасности распространяются только на условиях конкурса. Обязательный характер для всех носит основное общее образование.
Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» переименовал школы в образовательные учреждения, призванные осуществлять разработку и реализацию образовательных программ, а также обеспечивать воспитание и содержание учащихся. В составе образовательных учреждений выделили государственные, муниципальные и частные. Закон дал возможность определения типов образовательных учреждений в разрезе дошкольных, общеобразовательных, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, специальных учреждений для воспитания, имеющих ограниченные возможности, для детей, которые остались без попечения родителей, детей, учреждений дополнительного образования для взрослых и детей.
Образовательные учреждения получили возможность осуществлять разработку образовательных программ и учебных планов. По этой причине 90-ые годы XX века характеризуются наличием множества типов образовательных учреждений, которые обладали большой автономией и работали в соответствии с собственными программами и учебными планами. В определенной мере это обеспечило возможность выбора и наличие конкуренции в сфере образования, с другой стороны привело к высокому уровню дифференциации образовательных учреждений по социальному составу учащихся и качеству подготовки.
Возникшие вследствие нововведений хаос и несогласованность потребовали упорядочивания сферы образования, для чего в практику обучения были внедрены государственные стандарты, обеспечивающие регламентацию деятельности образовательных учреждений. Ведение государственных стандартов стало началом образовательной реформы, которая призвана была выявить идею развития образования в Российской Федерации. Государственный образовательный стандарт устанавливал обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальную учебную нагрузку, требования к уровню подготовки выпускников.
Начало разработке государственных образовательных стандартов было положено в 1993 году. Единый государственный стандарт высшего профессионального образования был введен в 1994 году.
Сфера образования не избежала реформирования и в коммерческом смысле, в практику образовательной деятельности было введено понятие «образовательная услуга», активно развивался негосударственный сектор образования, предоставляющий различные виды образовательных услуг и применяющий разные программы обучения. В 1996 году на федеральном уровне была узаконена деятельности частных высших образовательных учреждений, призванных обеспечить конкуренцию в системе высшего образования.
История развития российского образования в 2001-2022 годах
Реформа дошкольного образования была направлена на формирование системы обучения в соответствии с принципами единства индивидуализации социализации личности. Дошкольное образование было призвано обеспечить подготовку детей к обучению в образовательных учреждениях. 2013 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт, провозгласивший следующие принципы дошкольного образования: обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов детства, учет индивидуальных особенностей ребенка при построении образовательной деятельности, сотрудничество и содействие детям и взрослым в осуществлении различных видов деятельности, сотрудничество образовательного учреждения и семьи, приобщение детей к культурным и социальным нормам, семейным традициям, общественным и государственным традициям, формирование у ребенка познавательных интересов и так далее.
Для дошкольной сферы на современном этапе характерно огромное разнообразие дошкольных учреждений, обеспечивающих всестороннее развитие и коррекцию поведения детей. Начиная с 2012 года, дошкольные учреждения получили право на принятие детей с двухмесячного возраста. Детские дошкольные учреждения имеют возможность осуществлять выбор из различных образовательных программ.
История развития общего образования характеризуется наиболее активной модернизацией его содержания и связанных с ним технологий обучения. Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов пришлось на период с 2004 по 2012 годы. Образовательные учреждения были заменены образовательными организациями, получившими автономию и самостоятельность в определении структуры.
Современные технологии общего образования активно стали внедряться в обучения, в том числе обучение с помощью Интернета. Образовательные организации общего образования получили возможность дифференциации содержания в соответствии с интересами и потребностями обучающихся.
Кардинальные изменения в системе общего образования были проведены в 2007 году, когда был введен ЕГЭ. Эта форма аттестации получила важную роль в демократизации российского образования, обеспечила возможность всем выпускникам продолжать дальнейшее обучение на основе единых критериев оценки их успехов.
История высшего профессионального образования в Российской Федерации также претерпела немалые изменений, которые были направлены с 2013 года на оптимизацию системы высшего образования, укрупнение высших учебных заведений, упразднение неэффективных учебных заведений.
Государство провозгласило курс на внедрение Болонской образовательной системы, построение которой потребовало введения ступенчатого образования.
На сегодняшний день все российские учебные заведения исключены из этой системы в связи с непринятием российской политики западными странами.