Обработка экономической информации в государственном и муниципальном управлении – это процесс работы со сведениями экономического характера, используемыми для принятия государственных и муниципальных решений экономической направленности.
Понятие и сущность экономической информации
Экономическая информация – это разновидность информации, отличающаяся наличием связи с управлением любого уровня, в том числе государственного и муниципального. Экономическая информация характеризует такие процессы как производство, распределение, обмен, потребление.
Экономической информации обеспечивает заинтересованных пользователей сведениями, отражающими процессы социально-экономического характера и предназначенными для осуществления управления этими процессами.
Состав экономической информации включает данные, циркулирующие в рамках экономической системы и характеризующие процесс производства, заготовления материальных ресурсов, финансовые процессы, иные экономические процессы.
Экономическая информация для обеспечения целей государственного и муниципального управления должна отвечать следующим требованиям:
- во-первых, точность, подразумевающая однозначность восприятия этой информации всеми ее пользователями;
- во-вторых, достоверность, выражающаяся в определении допустимого уровня искажения исходной и обработанной информации, обеспечивающего возможность принятия на основе этой информации адекватных экономических решений;
- в-третьих, оперативность, состоящая в обеспечении необходимыми сведениями ответственных субъектов на постоянной и своевременной основе;
- в-четвертых, ясность, которая обеспечивает понятность сведений всем пользователям;
- в-пятых, актуальность, подразумевающая соответствие информации постоянно меняющимся условиям;
- в-шестых, ценность, подразумевающая значимость информации для принятия тех или иных экономических решений.
Экономическая информация может быть представлена в разрезе следующих видов:
- во-первых, финансовой и биржевой информации, представляющей собой сведения относительно котировок ценных бумаг, валютных курсов, учетных ставок, рынков капиталов и товаров, цен и инвестиций;
- во-вторых, статистической информации, представленной числовыми экономическими данными в виде прогнозов, динамических рядов, отчетов, оценок и так далее;
- в-третьих, коммерческой информации, характеризующей отрасли, предприятия, ответственных сотрудников в адресно-реквизитном смысле;
- в-четвертых, нормативно-правовых актов, представляющих собой правовую базу принятия экономических решений.
Порядок обработки экономической информации в государственном и муниципальном управлении
Государственное и муниципальное управление должно отвечать потребностям общества. На современном этапе общественного развития огромное значение в системе управления на любом уровне получают информационные технологии, которые обеспечивают оперативное решение проблем, исследование данных, а также создают возможность принятия решений на основе этих данных.
Обработка экономической информации в государственном и муниципальном управлении осуществляется в разрезе следующих этапов:
- во-первых, этап сбора сведений. Для того, чтобы начать обрабатывать экономическую информацию, необходимо сначала ее получить. Для получения экономической информации государственными и муниципальными органами управления используются внутренние и внешние информационные источники, обеспечивающие характеристику протекающих в государстве, регионе или муниципальном образовании экономических процессов;
- во-вторых, этап первичной очистки, обработки информации и приведения ее к унифицированному виду. Поступление экономической информации из различных источников ведет к ее разнородности, задача второго этапа состоит в преодолении этой разнородности за счет корректировки исходной информации;
- в-третьих, этап систематизации и организации хранения накопленных экономических данных. Этот этап призван обеспечить базу для последующего использования информации, осуществления внутреннего поиска и быстрого получения необходимых данных и документов;
- в-четвертых, этап анализа экономической информации для получения новых сведений. Суть этого этапа состоит в систематизации полученной информации, принятии на ее основе необходимых решений;
- в-пятых, этап составления отчетности и оценки достигнутых результатов. На этом этапе оценивается эффективность использования исходной информации и результаты принятых на ее основе управленческих решений.
Экономические решения, принимаемые государственными и муниципальными органами управления, оказывают существенное влияние на жизнедеятельность населения страны, региона, муниципального образования. В связи с этим для обработки экономической информации государственными и муниципальными органами власти предъявляются высокие требования. Ошибочность решений, принятых на основе искаженных экономических данных, ведет к огромным потерям общества в экономическом плане. При использовании экономической информации органы государственного и муниципального управления должны тщательно отслеживать источники информации, релевантность информации.
Задача органов государственного и муниципального управления также состоит в подборе адекватных методов обработки экономической информации, позволяющих извлечь из первоначальных сведений максимально полезную информацию. Методы обработки экономической информации могут варьироваться в зависимости от целей исследования, источников поступления информации, содержания планируемых управленческих решений.
Обработку экономической информации в государственном и муниципальном управлении должны осуществлять квалифицированные специалисты, обладающие достаточной подготовкой для осуществления экономического управления.