Здравоохранение как объект управления
Здравоохранение представляет собой важнейшее подразделение, входящее в состав социальной инфраструктуры муниципальных образований.
Гарантии оказания медицинской помощи и формирования благоприятствующих жизнедеятельности санитарно-эпидемиологических условий обеспечиваются Конституцией Российской Федерации.
Реализация этих гарантий требует структурных преобразований следующего характера:
- во-первых, формирование новых подходов к осуществлению политического и бюджетного процесса посредством их ориентированности на приоритетность вопросов охраны и сохранения здоровья населения;
- во-вторых, обеспечение формирования необходимой правовой основы функционирования медицинских учреждений в условиях рынка;
- в-третьих, установление приоритетности профилактики с целью снижения заболеваемости и смертности населения, вероятности возникновения эпидемий;
- в-четвертых, организация защиты прав пациентов в отношении получения необходимой и качественной медицинской помощи, выступающей исходным условием обеспечения здорового образа жизни.
Основы муниципального управления здравоохранением
Правовую основу муниципального управления здравоохранением составляет целый ряд нормативных документов, начиная с Конституции Российской Федерации, федеральных законов («О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ» и так далее) и заканчивая нормативно-правовыми актами различных уровней власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации здравоохранение является предметом совместного ведения федерации и субъектов. Этот факт позволяет определить российскую систему здравоохранения как иерархическую.
Население страны получает массовую медицинскую помощь в основном на муниципальном уровне.
В систему муниципального здравоохранения включаются:
- во-первых, муниципальные лечебно-профилактические и другие медицинские учреждения;
- во-вторых, учреждения ведомственного характера, находящиеся как в муниципальной, так и не в муниципальной собственности;
- в-третьих, располагающие на территории муниципального образования учреждения фармацевтики;
- в-четвертых, органы, осуществляющие муниципальное управление здравоохранением.
Муниципальное управление здравоохранением ориентировано на достижение следующей цели: обеспечение условий для удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в медицинских услугах в пределах предметов ведения местного самоуправления.
Медицинские услуги на муниципальном уровне должны оказываться на уровне не ниже общегосударственного.
Помимо основной цели муниципального управления здравоохранением могут ставиться и локальные цели (например, обеспечение общедоступности муниципальных медицинских услуг, контроль качества муниципальных медицинских услуг и так далее).
Решение вопросов муниципального медицинского обслуживания
Вопросы муниципального медицинского обслуживания возлагаются федеральным законодательством на городские округа и муниципальные районы. В состав вопросов муниципального уровня медицинского обслуживания включаются организационные аспекты:
- во-первых, скорой медицинской помощи (кроме санитарно-авиационной);
- во-вторых, первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно-поликлиническими и больничными учреждениями;
- в-третьих, медицинской помощи беременным и роженицам, а также помощи в послеродовый период.
Решение более сложных вопросов относительно медицинской помощи осуществляется в рамках реализации государственных полномочий, передаваемых муниципальным органам власти вместе с соответствующим финансированием.
В состав полномочий государства в сфере управления здравоохранением включается:
- осуществление контроля соблюдения законодательства в сфере здравоохранения;
- обеспечение защиты прав и свобод населения в сфере здравоохранения;
- обеспечение формирования системы органов муниципального управления здравоохранением;
- координационная и контрольная деятельность муниципальных медицинских учреждений в пределах оговоренных полномочий;
- контроль качества оказываемых медицинских услуг;
- организация обязательного медицинского страхования населения;
- организация лицензирования медицинской и связанной с ней деятельностью;
- организация информационного уведомления населения о социально значимых заболеваниях и их распространении;
- организации образования населения в области санитарно-гигиенических вопросов;
- формирование системы учреждений для психически больных, инвалидов, неизлечимо больных.
Ряд полномочий государственного уровня в сфере здравоохранения передается муниципальным властям. К числу таких полномочий относятся следующие:
- оптовая закупка лекарственных препаратов для медицинских учреждений, действующих на территории муниципального образования;
- организация муниципальных медицинских учреждений согласно номенклатуре, утвержденной на государственном уровне;
- частичное финансирование бесплатного отпуска социально значимых лекарств;
- формирование муниципального заказа на лекарственное обслуживание населения;
- формирование системы муниципальных льгот по предоставлению лекарственных средств;
- обеспечение системы санитарного благополучия населения муниципального образования;
- осуществление информационного уведомления населения о социально значимых заболеваниях и их распространении и так далее.
Муниципальное управление здравоохранением осуществляется согласно планам, формируемым на основе планов регионального развития здравоохранения, изучения здоровья населения и имеющихся в распоряжении ресурсов муниципального образования.