Образование как объект муниципального управления
Важнейшей характеристикой муниципального образования, выступающей средством оценки его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, является уровень образованности его населения.
Деятельность по повышению этого уровня требует значительных финансовых и временных затрат, в связи с чем расходы местных бюджетов на образовательные нужды имеют высокий удельный вес в общей сумме расходов.
В основе осуществления муниципального управления в сфере образования лежат следующие принципы:
- гуманность;
- приоритетность общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни людей;
- отсутствие ограничений на развитие личности;
- общедоступность;
- адаптивность образовательной деятельности к обучающимся;
- светскость;
- свобода и плюрализм.
Характеристика современного состояния образовательной сферы в России
Практически любая сфера жизнедеятельности в России периодически становится объектом пристального внимания властей с целью ее преобразования и совершенствования. Не стала исключением и сфера образования. В настоящее время идут активные реформы системы образования, часть из которых еще находится на стадии обсуждения, часть – реализуется.
На сегодняшний день в качестве мер совершенствования образования предусматриваются:
- во-первых, осуществление перехода на двенадцатилетнее обучение в школе;
- во-вторых, дифференциация форм получения образования путем создания гимназий, лицеев, профильных классов, колледжей, университетов и прочего;
- в-третьих, совершенствование механизма унифицированного выпускного экзамена, позволяющего всем желающим поступить в любое высшее учебное заведения только в зависимости от набранных баллов;
- в-четвертых, развитие системы платного образования на всех уровнях, начиная от дошкольного обучения и заканчивая высшими учебными заведениями;
- в-пятых, отсутствие стабильности в развитии системы образования.
Современная система образования обладает рядом недостатков, к числу которых следует отнести:
- снижение его доступности за счет введения платного образования, недоступного многим социальным группам;
- снижение качества бесплатного образования;
- ликвидация многих учебных заведения;
- рост уровня коммерциализации;
- разрушение принципа единообразности учебных заведений;
- усиление неравенства граждан при получении образования;
- низкий уровень эффективности управления образовательными учреждениями.
Процесс реформирования образовательной сферы неизбежно ведет к разрушению прежних форм и методов управления и выработке новых, что становится причиной определенных несостыковок и поспешных решений. Результатом реформы также являются возникающие бюрократические проблемы, обусловленные нехваткой четких требований к управленческому персоналу, неопределенностью самого содержания нового управленческого процесса, нехваткой квалифицированных кадров, понимающих суть реализации реформы и так далее.
Специфика муниципального управления образованием
Правовую основу муниципального управления сферой образования составляет комплекс нормативной документации, который включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, образования, программ его развития, гарантий в сфере образования для определенных групп населения (сироты, дети из многодетных семей и прочие), региональные и муниципальные нормативные акты.
Муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основе типовых положений, регулирующих вопросы образования, утвержденных Правительством Российской Федерации, и принятых уставов. В качестве учредителей образовательных учреждений муниципальной формы собственности выступают муниципальные органы власти. Они же осуществляют предоставление образовательным учреждениям необходимое имущество и земельные участки.
При этом собственник муниципального имущества оставляет за собой право на отчуждение имущества, закрепленного за учреждениями образования.
Реализация государственной политики в сфере образования ставит перед органами муниципального управления задачи по освоению переданных им полномочий в отношении планирования, организации, регулирования структуры, полномочий и деятельности муниципальных органов управления системой образования, назначения и увольнения руководителей муниципальных органов управления системой образования.
Территории многих крупных муниципальных образований характеризуются наличием значительного количества разнообразных учебных заведения, различающихся по профилю деятельности и формам собственности. Деятельность органов местного самоуправления в сфере образования не ограничивается только муниципальными учебными заведениями, они осуществляют взаимодействие и с учебными заведениями иных форм собственности с целью контроля качества образовательных услуг, защиты и представления интересов населения муниципального образования, проходящего обучение.
Динамика системы образования ставит перед органами местного самоуправления задачи по совершенствованию управления данной сферой с целью ее всестороннего развития, повышения эффективности.
Основу построения муниципальной политики в сфере образования составляет государственная политика в этой сфере.
В систему муниципального управления сферой образования включаются различные взаимосвязанные элементы:
- во-первых, образовательные стандарты;
- во-вторых, сеть учреждений образования, реализующая эти стандарты;
- в-третьих, органы местного самоуправления, осуществляющие контроль реализации учебными заведениями образовательных стандартов.