Значение муниципального управления окружающей средой
Органы муниципального управления наделены полномочиями, направленными на управление окружающей средой территории муниципального образования. Данный вид муниципального управления является разновидностью экологического управления, встроенного в сложную систему деятельности, направленной на охрану окружающей среды.
Вклад муниципальных образований в экологическое управление обусловлен тем конституционным статусом, которым наделено местное самоуправление. Муниципальные органы власти обязаны участвовать в охране окружающей среды, отвечать за экологическую безопасность муниципального образования и создание благоприятных природоохранных условий.
Задача охраны окружающей среды имеет общегосударственный характер, поэтому ее решение осуществляется на всех уровнях власти с наделением каждого из них тем объемом полномочий, который позволит решать экологические проблемы наиболее эффективно.
Большая часть полномочий по охране окружающей среды сосредоточена на региональном уровне власти, однако и муниципальные власти обладают широким спектром полномочий.
Муниципальные власти обязаны реализовать собственные полномочия в сфере охраны окружающей среды, а также те полномочия, которые им делегирует государство.
Безопасность территории муниципального образования с экологической точки зрения выступает в качестве значимого компонента общественной безопасности населения муниципального образования, в связи с чем муниципальные органы власти обязаны вырабатывать и реализовывать муниципальную экологическую политику, которую следует увязывать с государственной и региональной экологической политикой.
Эффективная муниципальная экологическая политика оказывает позитивное влияние на экологическую ситуацию не только в отдельном муниципальном образовании, но и в регионе, и в государстве в целом.
Вопросы охраны окружающей среды должны учитываться при рассмотрении муниципальными властями градостроительных и земельных проблем на территории муниципального образования, в частности:
- в процессе утверждения генерального плана поселения, который должен учитывать природные и климатические условия территории поселения и использовать ее таким образом, чтобы минимизировать наносимый окружающей среде ущерб;
- в процессе утверждения принципов и правил застройки и землепользования;
- в процессе разработке документации по планированию территории;
- в процессе нормативов муниципального проектирования;
- в процессе осуществления сделок с муниципальными землями.
Состав вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды
Состав вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды различается в зависимости от вида муниципального образования.
Так, муниципальные районы призваны решать следующие вопросы в отношении охраны окружающей среды:
- во-первых, организации охранных мероприятий в отношении окружающей среды межпоселенческого характера;
- во-вторых, организации переработки-утилизации различного рода отходов;
- в-третьих, осуществления защиты жителей муниципального образования от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций;
- в-четвертых, формирование и охрана местностей курортного и лечебно-оздоровительного назначения на территории муниципального района.
Также вопросы охраны окружающей среды затрагиваются при проектировании муниципального района, его планировке, застройке, выкупа или продажи земельных участков и так далее.
Городские округа, в свою очередь, призваны решать следующие вопросы в отношении охраны окружающей среды:
- во-первых, организации охранных мероприятий в отношении окружающей среды в пределах границ городского округа;
- во-вторых, организации сбора-вывоза-переработки-утилизации различного рода отходов;
- в-третьих, организация озеленения и благоустройства территории муниципального образования, эксплуатации и воспроизводства охраняемых природных ресурсов;
- в-четвертых, осуществления защиты жителей городского округа от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций;
- в-пятых, формирование и охрана местностей курортного и лечебно-оздоровительного назначения на территории городского округа.
Состав вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды определяется законодательно исходя из оценки того, какие из них можно решить наиболее эффективности в том или ином виде муниципального образования.
Природоохранные проблемы муниципального уровня выступают одновременно и правом, и обязанностью муниципальных властей.
Задачи муниципального управления окружающей средой
Экологическая ситуация муниципального образования может характеризоваться различной степенью остроты и неблагополучности. В зависимости от этого критерия выделяют пять степеней:
- относительно удовлетворительное состояние;
- напряженное состояние;
- критическое или предкризисное состояние;
- кризисное состояние (чрезвычайная экологическая ситуация);
- катастрофическое состояние (зона бедствия).
Муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды нацелено на решение следующих задач:
- во-первых, создание системы эффективного экологического мониторинга;
- во-вторых, установление точного числа хозяйствующих субъектов с целью оценки потенциального негативного воздействия на окружающую среду муниципального образования;
- в-третьих, разработка инструментов и программ управления окружающей средой и ее состоянием;
- в-четвертых, обеспечение рационального использования природных ресурсов муниципального образования;
- в-пятых, разработка и обеспечение функционирования системы административных и экономических мер, направленных на обеспечение качества окружающей среды.
Муниципальное управление должно быть экологически ориентированным, то есть подразумевающим постоянную оценку принятых решений с точки зрения их воздействия на окружающую среду муниципального образования.