Понятие муниципальной службы и ее значение
Муниципальная служба – это выполнение муниципальными служащими своих обязанностей при осуществлении деятельности по управлению муниципальным образованием.
Муниципальная служба выступает инструментом реализации муниципального управления на территории различных муниципальных образований, в том числе городов федерального значения.
Муниципальная служба имеет публично-правовой статус.
Муниципальным служащим в соответствии с российским законодательством, в частности статьей 132 Российской Конституции, могут быть делегированы отдельные государственные полномочия.
Муниципальный уровень власти считается максимально приближенным к населению, что позволяет ему наиболее адекватно реагировать на запросы этого населения. Именно этим фактом обусловлено делегирование государственных полномочий муниципальным служащим.
Муниципальная служба является инструментом эффективной реализации полномочий муниципального управления, выступает в качестве самостоятельного вида публичной службы, способствующего реализации властных полномочий органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления на территории муниципального образования.
Правовую основу осуществление муниципальной службы составляет трехуровневая система нормативных документов, включающая в себя:
- во-первых, федеральный уровень, на котором формируются правовые основы осуществления муниципального управления на территории Российского государства;
- во-вторых, региональный уровень, который регламентирует отдельные вопросы осуществления государственного управления на территории конкретного региона;
- в-третьих, муниципальный уровень, который регулирует порядок осуществления муниципального управления в конкретном муниципальном образовании.
Муниципальная служба предназначена для обеспечения децентрализации управления в рамках федеративного государства, поскольку оно обеспечивает реализацию власти на местах.
Финансовую основу осуществления муниципальной службы составляют средства муниципальных бюджетов. Муниципальная служба является видом профессиональной деятельности, который подразумевает оплату за ее осуществления. Обеспечение финансовой основы муниципальной службы средствами муниципального бюджета выступает гарантом ее финансовой самостоятельности и обособленности от органов государственного управления.
Статус городов федерального значения
Город федерального значения – это город, выступающий в качестве субъекта России.
В соответствии с Конституцией статусом города федерального назначения наделены 3 населенных пункта – это Москва и Санкт-Петербург, начиная с 1931 года, а также Севастополь, в новой истории России получившие такой статус с 2014 года.
Помимо этого, в соответствии с соглашением, заключенным между Казахстаном и Россией, статусом, равным статусу городов федерального назначения, наделяется город Байконур. Этот статус сохраняется за городом на весь период аренды космодрома, то есть до 2050 года. Специфичность этого города федерального значения состоит в том, что он не выступает в качестве субъекта России и не представлен в Совете Федерации.
Статус города федерального значения оказывает влияние на организацию муниципального управления в этих городах. С этой целью города федерального значения разделены на внутригородские муниципальные образования, численность которых в Москве составляет – 146, в Петербурге – 111, в Севастополе – 10. Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, такой статус принадлежит только внутригородским муниципальным образованиям. Единство городского хозяйства обеспечивается передачей части полномочий муниципального управления органам государственного управления регионального уровня.
Специфика муниципальной службы в городах федерального значения
Порядок несения муниципальной службы в городах федерального значения в целом соответствует порядку несения в муниципальной службы в любом муниципальном образовании, поскольку несение этой службы осуществляется в рамках внутригородских муниципальных образований.
Несение муниципальной службы в городе федерального значения осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- Приоритетность общечеловеческих и гражданских свобод и прав;
- Верховенство законодательства Российской Федерации, законодательства городов федерального значения над муниципальными правовыми актами;
- Равный доступ граждан, которые владеют российским государственным языком, к несению муниципальной службы;
- Равные условия прохождения муниципальной службы без допущения какой-либо дискриминации по различным признакам, в том числе половая принадлежность, религиозная принадлежность, раса и так далее;
- Профессиональная компетентность;
- Стабильность несения службы;
- Доступность и гласность информации о действиях муниципальных служащих;
- Единство требований к несению муниципальной службы;
- Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
- Возложение на муниципальных служащих ответственности за ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
- Самостоятельность муниципальных служащих в пределах их полномочий;
- Внепартийность и так далее.
Органы муниципального управления городов федерального значения призваны организовывать муниципальную службу за счет выполнения следующих задач:
- во-первых, обеспечивать выполнение требований нормативных актов о муниципальной службе;
- во-вторых, консультировать муниципальных служащих относительно их правового положения, гарантий муниципальной службы;
- в-третьих, вести реестр муниципальных служащих;
- в-четвертых, сформировать кадровый резерв муниципальной службы;
- в-пятых, организовывать повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих;
- в-шестых, решать прочие вопросы, которые связаны с организации муниципальной службы на территории города федерального значения.