Сущность моделей муниципальной службы и факторы их формирования
Модели муниципальной службы – это способы ее организации, характеризующиеся отличительными особенностями.
Отличия моделей муниципальной службы обусловлено следующими причинами:
- во-первых, спецификой исторического развития государства и муниципальной власти на его территории;
- во-вторых, формой государственного устройства;
- в-третьих, формой правления, применяемой в государстве;
- в-четвертых, сложившейся государственно-правовой системой.
Характеристика англосаксонской модели муниципальной службы
Указанная модель организации муниципальной службы получила наибольшее распространение в мировой практике муниципального управления, ее возникновение осуществлялось в рамках классического муниципализма на территории Великобритании. Основным признаком организация данной модели муниципальной службы является отсутствие на местном уровне полномочных представителей центральной власти, осуществляющих регулирование функционирования органов муниципального управления. В рамках данной модели осуществление контроля за местной властью выполняется косвенным способом через систему централизованных министерств и судов. В соответствии с законодательством отдельных стран муниципальные органы в рамках англосаксонской модели рассматривается как составная часть конституционного и государственного механизма. Наиболее отличительной чертой муниципальных органов управления в этом смысле является локальность их характера. Данная модель организации муниципальной службы получила наибольшее распространение в таких странах, как Канада, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и другие страны, практикующие применение англосаксонской системы права.
В рамках данной модели организации муниципальной службы органы муниципального управления представительного характера формально действуют автономно в пределах их полномочий, не существует прямого подчинения нижестоящих органов управления вышестоящим. Центральная власть не оказывает прямого воздействия на функционирование органов муниципального управления и не опекает их.
Органы центрального управления в рамках данной модели социальной службы формируются населением в ходе прямых выборов. Помимо органов муниципального управления представительного характера муниципальное управление осуществляется рядом избираемых должностных лиц муниципальных образований. В рамках данной модели функционирует значительное количество комитетов и комиссий, функционирующих при муниципальных органах власти представительного характера и обеспечивающих подготовку проектов решений по конкретным направлениям деятельности местных властей. В рамках данной модели организации муниципальной службы контроль за функционированием органов муниципальной власти разлагается только на судебные органы и соответствующие министерства. Муниципальная служба в данной модели ее организации выступает как составная часть государственного механизма.
Типичными признаками данной модели организации муниципальной службы являются следующие:
- во-первых, органы муниципального управления правомочны принимать решения только по тем вопросам, которые прямо отнесены к их ведению. В противном случае действия органов муниципального управления в судебном порядке признаются не имеющими юридической силы, что обусловлено превышением полномочий;
- во-вторых, органы муниципального управления не состоят в прямом подчинении органов государственного управления;
- в-третьих, в качестве основной единицы муниципального управления выступает приходы.
Характеристика французской континентальной модели организации муниципальной службы
Данная модель организация муниципальной службы является второй по распространению, ее применяют в странах континентальной Европы, франкоговорящей Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Она наиболее характерна для таких стран как Италия, Франция, Болгария, Польша и прочие. Основной чертой данной модели организации муниципальной службы является сочетание муниципального управления с прямым государственным управлением на местах. Данная модель организации муниципальной службы возникла во Франции. Схематично данная модель представляет собой иерархическую пирамиду, подразумевающую передачу приказов и информации от центра на места.
Для данной модели организации муниципальной службы характерно наличие определенной подчиненности нижестоящих уровней власти вышестоящим. В рамках данной модели организации муниципальной служба формирование органов муниципального управления представительного характера зачастую ограничивается только территориально-административная единицами, признаваемыми территориальными коллективами. Чаще всего органы муниципального управления представительного характера просто отсутствует.
Для данной модели организации муниципальной службы характерны:
- во-первых, широкие полномочия органов муниципального управления, включающие в себя любые действия, в отношении которых не существует прямого запрета с точки зрения законодательства;
- во-вторых, существует прямой контроль со стороны органов государственного управления за функционированием органов муниципального управления.
Характеристика смешанной модели муниципальной службы
Указанная модель организации муниципальной службы появилась в Германии, где применяется в настоящее время наряду с такими странами, как Япония, Австрия и прочие. В рамках данной модели организации муниципальной службы органы муниципального управления выполняют поручения государства, при этом община сохраняет свою самостоятельность и ответственно принимает решение по вопросам, отнесенным к ее компетенции в соответствии с законодательством. В рамках данной модели организации муниципальной службы происходит смешение англосаксонской и континентальной модели организации муниципальной службы.
На уровне муниципальных образований осуществляется реализация возложенных на них функций, а также реализация делегированных им государственных полномочий.