Понятие и значение этикета муниципальной службы
Этикет муниципальной службы – это соблюдение муниципальным служащим определенной совокупности правил и принципов поведения при выполнении своих служебных обязанностей.
Утверждение правил этикета муниципальной службы возлагается на органы муниципального управления в лице муниципальной администрации.
С точки зрения повышения эффективности муниципальной службы ее этикет имеет высокую значимость.
Вступление муниципального служащего в процесс исполнения трудовых отношений предусматривает для него обязанность выполнение своих должностных обязанностей в соответствии с определенными требованиями. Муниципальный служащий подчиняется правилам трудового внутреннего распорядка, правилам делового этикета.
Правовые основы разработки правил этикета муниципальной службы составляют положения Трудового кодекса России, региональные законы, регулирующие муниципальное управление, уставы муниципальных образований.
Этикет обязанностей муниципального служащего
Муниципальный служащий должен исполнять свои обязанности в соответствии со следующими принципами:
- во-первых, муниципальный служащий должен соблюдать дисциплину труда, выполнять свою работу добросовестно и честно, точно и своевременно исполнять распоряжения своих руководителей, должностные обязанности;
- во-вторых, на муниципального служащего возлагается обязанность рационального использования его рабочего времени;
- в-третьих, муниципальный служащий обязан обеспечивать повышение качества своей работы, внедрять в исполнение трудовых обязанностей достижения науки и техники;
- в-четвертых, на муниципального служащего возлагается обязанность соблюдения установленного порядка организационного планирования, контроля, делопроизводства, работы с информационными данными и иных управленческих действий;
- в-пятых, муниципальный служащий обязан на систематической основе осуществлять повышение своей квалификации, повышать знания и навыки в сфере муниципального управления, права и экономики, отслеживать изменения и соблюдения действующего законодательства, в том числе муниципального уровня;
- в-шестых, муниципальный служащий должен обеспечивать сохранность муниципальной собственности, чистоту и исправное состояние своего рабочего места, средств вычислительной и организационной техники;
- в-седьмых, муниципальные служащие обязаны осуществлять соблюдение требований относительно охраны и гигиены труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Культурно-этические нормы муниципальной службы
Культурно этические нормы муниципальной службы касаются различных аспектов деятельности муниципального служащего, начиная от культуры приветствования граждан и заканчивая правилами телефонного общения.
Во многом культурно-этические нормы муниципальной службы определяются общепринятыми нормами этикета. Так, муниципальные служащие обязаны осуществлять приветствие в следующем порядке: первым приветствует мужчина женщину, младший – старшего, подчиненный – начальника.
Муниципальный служащий женского пола обязан первым приветствовать мужчину при обгоне, при прохождении мимо сидящего мужчины, присоединении к группе, более высокой должности, занимаемой мужчиной.
Муниципальные служащие обязаны обращаться к коллегам, называя их по имени и отчеству. При обращении по фамилии следует добавлять слово «коллега». Более неформальное общение допускается только между молодыми сотрудниками при наличии согласия на такое обращение.
Деловой этикет требует от муниципальных служащих обращения друг к другу и иным лицам на «вы».
В случае проведения муниципальным служащим деловой встречи с незнакомыми лицами, он представляется самостоятельно или через лицо, отвечающее за устройство встречи. Очередность представления участников деловой встречи носит следующий характер:
- во-первых, мужчин первыми представляют женщинам;
- во-вторых, низших по должности первыми представляют высшим по должности;
- в-третьих, младших первыми представляют старшим.
Для муниципальных служащих женского пола допустимо оставаться сидеть при знакомстве.
Знакомство нового сотрудника с коллективом муниципальных служащих осуществляет его руководитель.
Муниципальные служащие обязаны подчиняться требованиям профессиональной субординации. Причем соблюдение субординации требуется по линии сверху вниз и снизу вверх. Вышестоящие руководители муниципальной службы не должны распоряжаться через голову нижестоящих начальников, дабы не подрывать их авторитет в коллективе.
Руководителям муниципальной службы не следует способствовать панибратству, необходимо поддерживать нормальную деловую обстановку.
В основе отношений муниципальных служащих должен находиться принцип нейтральности, не предусматривающий проявления личной симпатии или антипатии по отношению к тем или иным служащим. Муниципальный служащий должен корректно относиться к окружающим, быть вежливым и дружелюбным. Для муниципальных служащих недопустимо грубое и некорректное поведение.
Муниципальные служащие должны обладать навыками ведения беседы, в том числе при телефонных переговорах.
Этические требования к внешнему виду муниципального служащего
Основные требования к внешнему виду муниципального служащего состоят в основном из требований к его одежде. Одежда муниципального служащего должна быть опрятной, аккуратной, удобной и лишенной экстравагантности. В одежде муниципального служащего должен преобладать деловой стиль, но это не требует обязательного наличия костюма.
Недопустимыми атрибутами одежды муниципального служащего является спортивные костюмы, куртки, имеющие спортивный покрой, джинсы, сандалии и черные галстуки. В отношении муниципальных служащих женского пола рекомендуется использование деловой одежды, имеющей классический покрой, преобладание неброских цветов и многофункциональность.
Одежда муниципальных служащих не может быть вызывающей.