Мониторинг и управление миграционными процессами в регионе – это специальное направление внутренней политики, реализуемое на региональных территориях органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней для обеспечения социально-экономического развития региональных территорий за счет управления миграционными процессами в целях предотвращения нежелательного оттока населения с региональных территорий, привлечения и адаптации на региональной территории специалистов в приоритетных сферах развития экономики и др.
Основные направления управления миграционными процессами в регионе
Прежде всего, необходимо отметить, что управление миграционными процессами на региональных территориях осуществляется неодинаково:
- имеются территории, в которые активно прибывают мигранты, где органы публичного управления воздействуют на миграционные процессы для решения социально-экономических задач;
- имеются регионы, где миграционные процессы характеризуются оттоком населения с региональной территории. Здесь органами публичного управления не реализуется должным образом политика по управлению миграционной обстановкой, что, в свою очередь, представляет угрозы для рынка труда и эффективного осуществления стратегий и программ социально-экономического развития.
Мониторинг правового регулирования миграционных процессов позволяет в качестве основного инструмента управления миграционными процессами выделить стратегии и программы миграционной политики. Так, в частности, к основным концептуальным целям миграционной политики до 2025 г. относят:
- обеспечение национальной безопасности страны;
- обеспечение комфортного существования, благополучия российского населения, его максимальной защищенности;
- стабилизация и увеличение численности российского населения;
- обеспечение потребности отечественной экономики в рабочей силе для ее модернизации и инновационного развития;
- повышение конкурентоспособности российского продукта, отдельных отраслей российской экономики.
При этом важно подчеркнуть, что на практике наибольшее внимание уделяется вопросам упорядочения миграционных процессов, особенно в периоды обострения, например, когда усилились миграционные потоки из Украины. Однако при этом увязывание миграционной политики и политики в области социально-экономического развития территории по-прежнему не происходит. Иными словами, специальные мероприятия для обеспечения посредством управления миграционными процессами реализации программ социально-экономического развития не предусматриваются.
Мониторинг миграционных процессов в России
Необходимо отметить, что управление миграционными процессами на региональных территориях практически представляет собой:
- правовое сопровождение миграционных процессов;
- формирование среды для адаптации мигрантов;
- реализацию контрольных мероприятий в отношении иммигрантов.
Для этого в регионах формируются и функционируют соответствующие:
Административные миграционные службы, которые реализуют полномочия в сфере:
- приема мигрантов;
- выдачи мигрантам разрешительной документации;
- ведения статистического анализа в сфере миграционных процессов;
Социальные службы, которые функционируют для реализации мероприятий по адаптации мигрантов, их размещению для проживания на территории страны, для их трудоустройства.
Основу миграционной политики на территории регионов составляет административное регулирование миграционных процессов, направленных на социальную и правовую поддержку миграционных процессов, слабо ориентированное на задачи социально-экономического развития региональных территорий.
Проблемы и перспективы управления миграционными процессами в регионе
Мониторинг миграционной политики позволяет в качестве основной проблемы для региональных территорий выделить сегодня отток населения в столичные регионы, который не восполняется мигрантами, прибывающими из стран СНГ, что, в свою очередь, ставит под угрозу реализацию программ и мероприятий социально-экономического развития региональных территорий как средства обеспечения благосостояния населения.
Наибольшее опасение вызывает отток трудоспособного населения, то есть населения, которое непосредственно участвует в экономических отношениях и определяет будущее региональной территории. Указанное требует реализации специальных мероприятий по формированию благоприятной среды для привлечения и сохранения в региональной экономике специалистов высокого уровня в приоритетных отраслях. Это направление должно быть реализовано не только за счет специальных мер поддержки специалистов, в том числе молодых специалистов, но за счет формирования инфраструктуры для развития бизнеса, привлечения инвестиций, развития образовательной, культурной сфер.
Задачи управления миграционными процессами решаются на уровне программного документов. Целесообразно разрабатывать на региональном уровне программы, которые решали бы проблемы миграции в приоритетной для региона сфере, например:
- миграционная политика как часть социальной политики;
- миграционная политика как элемент экономической политики, в том числе кадрового обеспечения процессов социально-экономического развития региональной территории;
- миграционная политика как элемент стратегии социально-экономического развития региональной территории.
При этом на эффективность управления миграционными процессами оказывает влияние качества анализа и прогнозирования миграционных процессов с точки зрения целей и задач прогрессивного развития территории. Иными словами, система публичного управления должна собирать, аккумулироваться и анализировать информацию о миграционных процессах и разрабатывать мероприятия с ориентацией на общую стратегию развития территории в отношении миграционных процессов.